Добавлено: 03.09.201102:54

Кусочки Трэйси (2007)

Рецензия

Кусочки Трейси кадры

Пора мне завязывать с артхаусом. А то в последнее время я подсел на какие-то странные, грустные фильмы, которые успешно портят мне настроение, и я, при этом, совершенно не знаю как их оценивать и как к ним относиться.

Какую оценку ставить настоящему искусству? Хотя бы сегодняшнему фильму, «Кусочкам Трэйси»?

Поставлю «десять» – пойду против сложившейся системы оценок. 10 из 10 – это фактически рекомендация, «must see». Но я вовсе не хочу рекомендовать этот фильм! Потому что на все сто процентов уверен, что половина людей его если и включит, то не досмотрит.

Но поставить оценку ниже десятки – значит оскорбить всю съёмочную группу, ибо столь новаторского и глубокого фильма я, признаться, не видел уже давно.

Фрагменты Трэйси

Кусочки Трейси кадрыПервое на что обращаешь внимание – манера съёмки. Это уникальная авторская находка фильма и его же проклятие, потому что смотреть «Кусочки Трэйси» тяжело. Физически тяжело: глаза разбегаются.

Так называемый разделённый экран – «сплит-скрин» – здесь возведён в абсолют. Изображение состоит из кусочков, и в каждом показывается что-то своё. В первые мгновения голова реально кружится, потом привыкаешь. Зато когда освоишься – начинаешь фильм буквально обожать.

«Прошлое», «будущее», «настоящее», «если» и «может быть» – всё транслируется на экране одновременно.

Одна камера всегда направлена на лицо Трэйси. Другая смотрит её глазами. Третья визуализирует её мысли, фокусируется на предметах обстановки. Другая заглядывает в мечты, или обращается к воспоминаниям. Ещё одна периодически транслирует картинку из альтернативной реальности, где история идёт иным путём.

И всё это – одновременно!

Можешь себе представить во что превращается обычная прогулка по школьном коридору?

В калейдоскоп.

Фрагменты ТрейсиВ одном фрагменте приставучие девахи её толкнули, в другом – прошли мимо. Вот Трэйси подставили ножку – и этот фрагмент будет преследовать её в мыслях, периодически всплывая – пока девушка не избавится от негативного переживания.

Трэйси увидела понравившегося парня – и в отдельном фрагменте закружились её мечты и желания.

Воспринимать такое очень сложно. Очень. Но в этом особый кайф, серьёзно говорю.

Окошки воспоминаний стилизованны под домашнее видео, мечты сняты ярко и красочно, реальность преподносится «живой камерой», а фантазии – блёклой «сепией».

Уже за один только визуальный стиль фильма режиссёр Брюс Макдональд заслужил какую-нибудь медаль.

Правильный артхаус

Фильм начинается с конца. Одинокая девочка, закутавшись в тонкую простынку, сидит в пустом автобусе и рассказывает свою историю пустоте.

История её удивительно проста, но Макдональд настолько умело управляет материалом, что кино интригует вплоть до развязки. А та, в свою очередь, оказывается столь душераздирающим зрелищем, что можно впасть в депрессию.

«Кусочки Трэйси» – это фильм о подростках, но для самих подростков не предназначенный. Он для взрослых. Для тех взрослых, которые смогли преодолеть тёмные пропасти переходного возраста и при этом не впали в цинизм и не заболели пофигизмом.

Кусочки Трейси кадрыУ девочки Трэйси пропал младший брат. Родители в истерике, а сама Трэйси сбегает из дома – искать братишку. Она разъезжает в пустых автобусах по ночным улицам, встречает людей – хороших, плохих и странных. Некоторые незнакомцы рассуждают о страшной снежной буре, которая вот-вот обрушится на город. Но снега всё нет и нет… Трэйси всюду видит брата, но видения оказываются миражами и погоня за ними ведёт девушку куда-то в дебри тёмного города…

Я никогда не был на месте пятнадцатилетней девочки-подростка из неблагополучной семьи, но Трэйси показана настолько естественной и достоверной, что буквально оживает на экране. Не верится, что в 75 минут хронометража можно вложить столько всего разного: столько характера и столько психологии.

Милейшая Эллен Пейдж так чётко вжилась в роль девчонки-изгоя, что остается только развести руками. Её игра делает полфильма. Я, к тому же, смотрел фильм  без перевода – а это отдельное удовольствие, когда слышишь её речь в оригинале.

На Эллен Пейдж можно смотреть бесконечно. Как он говорит, бегает, смотрит… Она словно текущая вода и горящий огонь – взгляд не оторвать!

Аплодисменты. Стоя.

Эллен Пейдж Фрагменты ТрейсиЕщё в фильме есть удачно схваченное настроение, атмосфера. Пустые, бесснежные улицы застыли в ожидании шторма. Вечно пасмурное небо над головой, ветер и крики ворон, голые деревья… Эта тревожная реальность сливается в одно целое с неуклюжей, агрессивной философией девочки-тинейджера, внутренний мир которой отнюдь не сахар.

Мрачный фильм, безумно мрачный. Из той категории, после которых кошки на душе скребут. Вроде и никакой чернухи не показывают, но до чего ж горькое кино…

Что-то в нём есть от эстонской драмы «Класс» – на уровне эмоций, ощущений.

Something is missing…

Возвращаюсь к тому, с чего начинал.

Что мне ставить «Кусочкам Трэйси»?

С одной стороны – это один из сильнейших фильмов, что я видел. Настоящий артхаус, каким он должен быть: умный, не шаблонный, удивительно новаторский и с мощнейшей актёрской игрой.

Но с другой стороны – это фильм не для всех.

Критики как всегда разделились. И от обычных зрителей оценки полярные: некоторые обожают, некоторые ненавидят.

Так что ему ставить?

Как оценивать настоящее искусство?

Рецензент: Мейн Хаус

Кусочки Трейси

Смотри также:

Комментарии (13)»

класс

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Специфический, но шедевр. Первая десятка в блоге!

[Ответить]

рррррррр
03.09.2011 @ 16:23

И последняя, скорее всего =))) Потому что немного таких кинофильмов, единицы. Мне безумно понравился, удивительно, ведь я далеко не любитель артхауса, но от этого фильма оторваться не мог, на одном дыхании

[Ответить]

Альф
03.09.2011 @ 20:14

Подтверждаю – на одном дыхании :)
Но насчёт десяток зарекаться не буду.

[Ответить]

Мейн Хаус
04.09.2011 @ 1:57

Ох ты ж блин, 10 в золоте! О_О … Вот это да :)

[Ответить]

Cofein
06.09.2011 @ 18:23

Прекрасный фильм, отличная рецензия. Абсолютно точно схвачено, что главное в фильме именно подача.Такую пронзительную тоску я ощущал только пересматривая «Гостью из будущего», но там причина была в моих воспоминаниях по ушедшему детству, а не сопереживание происходящему в фильме.

[Ответить]

глодж
29.12.2011 @ 12:30

Тоска – очень меткое слово. Отличный фильм, я даже не ожидал, когда начинал смотреть.

[Ответить]

Мейн Хаус
29.12.2011 @ 18:43

только что глянул фильм – из категории тяжеловесных, тех что порядком бьют по психике.
восприятие трэйси – этакая чернуха в квадрате не меньше.
манера подачи визуальных образов-воспоминаний – как минимум интересная.

[Ответить]

lad5348573
02.08.2012 @ 8:21

Потрясающая идея снимать фрагментами, передавая максимум информацию зрителю. Идеальный способ описать сложные, запутанные чувства подростка. От этого фильм становиться очень понятным и жизненным.

[Ответить]

ayzek
16.10.2014 @ 2:26

Если тебе оч по нраву это, тогда чо, TimeCode Фиггиса посмотри, стиль съёмки абсолютно такой же, экран разделён на четыре части, но без каких-нибудь «настоящее», «прошлое» и то, и то, просто одна часть кадра следует одному персонажу, а другая – другому. Одному знакомому комраду фильм оч понравился, я вон тоже заинтересовался, но так и не посмотрел, бгг.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Я смотрел, но там немного иная концепция. Да и «Кусочки Трэйси» я ценю скорее из-за мрачной, депрессивной атмосферы, нежели из-за сплит-скрина :)

[Ответить]

GlitchMob
14.11.2015 @ 2:42

Ненавижу такие рецензии. После них боишься смотреть сам фильм – а вдруг всё не так круто? :) Боишься разочароваться.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Фильм крутой, но если не понравится стиль съёмки, то просмотр лучше прекратить сразу, чтобы не расстраиваться :)

[Ответить]

Li Ar
03.03.2017 @ 15:52

Добавить комментарий

 
Опрос недели

Почему в последние годы Голливуд выпускает столь дерьмовые фильмы?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Кинотом: Киноблог с характером

Рецензии на свежие фильмы плюс новости из мира кино в авторской подаче.

Статьи, опубликованные в этом блоге, принадлежат нам. Все права защищены, охраняются, ну и всё в таком духе. Если хочешь выложить какой-нибудь из наших текстов у себя на сайте - выкладывай на здоровье, но не забудь поставить открытую ссылочку на kinotom.com. А если не поставишь - будешь последней редиской и вообще нехорошим человеком.