Добавлено: 17.08.201217:12

Хижина в лесу

Рецензия на фильм

Хижина в лесу

Господа, звоните в полицию! Совершено страшное преступление: прямо на наших глазах был изнасилован целый жанр! Бедные ужастики и так в последнее время натерпелись – то старичок Уэс Крейвен над ними посмеётся, то от пародий спасу нет. Но вот в 2012-м пришли два циничных ублюдка, Дрю Годдард и Джосс Уидон, и целых полтора часа надругались над хоррором с особой жестокостью.

Вы спросите, почему я назвал этот процесс «изнасилованием»? Во-первых, как ни крути, это был акт любви. Извращённой, патологичной, но всё-таки любви.

Ну а во-вторых, если не ошибаюсь, хоррор всё-таки умудрился расслабиться и получить удовольствие.

Как и мы, зрители.

Хижина в лесу

Ладно, а теперь серьёзно. В последние пятнадцать минут фильма я согнал с лица недостойную улыбку и всерьёз спросил самого себя: «а всё ли в порядке у тебя в психикой, дружище?» Основания для такого вопроса у меня были.

Постер фильма "Хижина в лесу"Когда на экране струями хлещет кровища, людей рвут на части, в ушах звенят крики умирающих жертв, а тебя при этом разрывает от хохота – самое время призадуматься о ментальном здоровье. Со стороны, наверное, ситуация выглядела ещё более демонической, но я не хочу об этом думать.

Итак, что же такое «Хижина в лесу»? О, это такая зверюга, которых мы ещё не встречали! В наших лесах таких не водится. Не фильм, а натуральная «чебурашка», чудо-юдо, приехавшее из какой-то экзотической страны в ящике с апельсинами.

Согласно первичным кинематографическим признакам, «Хижина в лесу» – стопроцентный ужастик, плоть от плоти жанра хоррор: кровища, расчленёнка, жуткие монстры и девичьи крики прилагаются. Но душа у фильма пародийная. Да, да – это пародия на жанр. Гораздо более злая, чем «Крик» и во сто крат более циничная, чем «Очень страшное кино» и его клоны.

Назвать «Хижину» однозначным шедевром затруднительно, однако то, что это фильм безумно (БЕЗУМНО!) оригинален – очевидный факт. Такого ещё не было. Никогда. Кино буквально дышит молодецкой удалью, готовое сбивать планку и топтаться на штампах. Очень тяжело объяснить в чём там суть не вникая в сюжет, однако поверьте на слово – эта история заставит вас удивиться не раз, и не два. А концовка так и вовсе способна сорвать аплодисменты.

Соблазнение волка

С точки зрения сухой постановки, «Хижина» снята неряшливо – отчётливо видно, что это дебютный фильм Дрю Годдарда. Здесь тебе и перебор с тёмными сценами, и не очень удачный монтаж, многие эпизоды можно было поставить более выигрышно… Да, фильм грубоват, ему не хватает тонкости и изящества, но в то же время в этом половина его очарования. Он не распутывает мелкие узелки, а рубит их к такой-то матери окровавленным мачете! Дрю Годдард, возможно, еще не настолько опытен в постановке, зато парень горит желанием снять нечто оригинальное, видно, что ему самому это интересно. И такой подход однозначно подкупает.

«Хижина в лесу» – не какой-то там заумный артхаус, деконструирующий жанр ужасов. Нет, это бодрая и злая пародия, очень умная (и остроумная), которая берёт своё безумной оригинальностью и свежестью. К этому фильму невозможно придумать ни сиквел, ни приквел, нельзя снять клон, использующий ту же идею – такие штуки стреляют всего один раз, но выносят мозги напрочь.

Слэшер мёртв!

Хижина в лесу

В этой рецензии не будет привычной главы про актёрскую игру. Читая придирки многих критиков именно к этому элементу, лично я могу только покрутить пальцем у виска – ребята, вы в своём уме? В этом фильме могли сыграть хоть манекены на верёвочках, «Хижина» не потеряла бы ни крупицы своего очарования.

В общем, на сей раз я хочу порассуждать о самом жанре ужасов. «Хижина» его заметно тряхнула. Станет ли этот фильм культовым предсказать сложно, однако он буквально подвешивает в воздухе конкретный вопрос: куда двигаться дальше?

«Хижина в лесу» отработала почти все хоррор-ситуации, после неё примитивные фильмы из серии «группу подростков кто-то кроваво убивает» (этот поджанр ужасов называется «слэшер») воспринимать всерьёз просто невозможно – по себе чувствую. Тема закрыта. Слэшер мёртв. Любые попытки снять фильм в этой же стилистике будут вызывать смех.

Очевидно, что теперь нужно придумывать нечто новое. Какие-то новые способы пугать зрителя, новые сюжетные схемы, уходить от типовых решений и персонажей. Хоррор всегда был консервативен, но сейчас совершенно очевидно, что старые методы запугивания зрителей себя изжили, и «Хижина» это наглядно продемонстрировала – буквально на пальцах. Куда жанр отправится дальше – большой вопрос. Но ответ хочется узнать как можно быстрее. Потому, что продолжать клепать второсортные ужастики явно не выход.

Умник и девственница

Возможно, я переоцениваю значение «Хижины» для жанра ужасов, однако фильм действительно знаковый, нестандартный, необычный и безумно оригинальный. С саундтреком, состоящим из треска рвущихся шаблонов, фильм Дрю Годдарда – как указатель на развилке. Жанр может проигнорировать это высказывание и продолжать тупо идти по проверенной дороге, а может и свернуть в сторону – туда, где ещё никто не бывал.

Однозначно – один из лучших фильмов года.

Помочь блогу Кинотом

Смотри также:

Комментарии (44)»

Однозначно, фильм новаторский. Режет клише как ножом по маслу:)) Я посмотрел 10 минут дубляжа и могу однозначно сказать, что перевод Джокера(при моем скромном знании языка), доставляет невообразимо. И шутки спорно-сленговые переведены на 100%, и мат, где он необходим, присутствует. Плюс шикарный аутентичный голос Марти в оригинале, с хрипотцой от обкурки – это вещь! А наложен ведь перевод именно так, что четко слышно и оригинал и переводчика. Супер! Я очень доволен. Зря, Вы, коллега, смотрели TS дубляж((( Пересмотрите!

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Обязательно :))
Финальные сцены в лаборатории меня разорвали вааще! Особенно после того, как дева нажала на красную кнопку – давно такого буйста фантазии не видел :)

[Ответить]

orient
17.08.2012 @ 18:11

Просто великолепно. Согласен на все сто:)) И звук лифта, которому мясо не дает закрыться:))
ЗЫ: разговор маньяков:)

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

У всех свои недостатки :))

[Ответить]

orient
17.08.2012 @ 18:19

Начал смотреть фильм… Уснул где-то через пятнадцать-двадцать минут, то есть в момент когда на экране самая кровища … Проснулся посмотрел что там происходит, а там снова кровища. Ну, думаю ничего не пропустил и со спокойной совестью стал спать дальше … Проснулся где -то под конец фильма, а там снова кровища, море кровищи, в левом углу экрана кровища, в правом углу экрана кровища, по центру вообще, то откуда вся эта кровища. Решил пермотать … и понял: ужасы громко хлопнули дверью.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Преувеличиваете, однако :) В первые полчаса там вообще всё тихо-мирно :)

[Ответить]

a.welt отвечает:

Шутка, конечно… Хотя в каждой шутке … есть доля шутки.

[Ответить]

a.welt
17.08.2012 @ 18:56

Остроумный и небанальный фильм. Много аллюзий и отсылок к классике хоррора, много тонкого стеба над жанровыми клише (в частности, порадовал стеб над j-horror). При этом при всем, по сути, сюжет простой и незамысловатый, – меня несколько удивляют люди которые говорят про то, что в фильме что-то необъяснено или недоговорено. Похоже, они просто не поняли сюжета или смотрели фильм одним ухом.
Концовка меня (как мизантропа, да и вообще :) порадовала.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Тёмные пятна всё-таки есть, с этим я согласен. Силовое поле, например. Или то, каким образом сложилась именно такая система жертвоприношений (там в середине два лаборант ещё спорят – а помнишь времена, когда девственниц просто сбрасывали в вулкан?) Откуда в распоряжении этой загадочной организации мистические твари и как вообще всё получилось так, как получилось? :)
С другой стороны все эти информационные лакуны не играют ровным счётом никакой роли, кино всё равно отличное.

[Ответить]

ratu отвечает:

Что касается вопроса, откуда мистические твари взялись – то в фильме прямым текстом говорится, что они – остатки древнего мира, пренадлежавшем богам и, очевидно, предоставлены ими для организации жертвоприношений (как – вопрос сугубо технический и отражению в фильме не подлежит. видимо есть запасы:).

Насчет остального.. ох, ну нельзя же разжевывать в фильмах вообще все, нужно оставить пространство для зрительской фантазии, да и хронометража не напасешься :) Не растолковывать же в фильмах Ромеро, откуда появились зомби или в фильмах про вервульфов
о подробностях молекулярно-клеточной метаплазии тканей человека в волка – это совершенно ненужные подробности, смело
изничтожаемые бритвой Оккама :) Хотя намеков раскидано достаточно – хотя бы зависимость ритуала от местоположения и, соответственно, локальных традиций (как говорит в конце режиссер – «в разных культурах по разному, многое менялось с годами» – в японии массовое жертвоприношение девочек :)), ну а в америке соответственно – характерных подростков-героев слешеров) Ну и о сказано было, что это – система, «пока они не согрешат, их никто не наказывает», «они не хотят видеть, как нас убивают, они хотят видеть как мы несем наказание», «обязательное условие – молодость» и т.д. Что поделаешь, смысл ритуалов – в ведении древних богов.
Ну и про силовое поле что-нибудь придумать несложно. Как минимум – чтобы подростки не разбежались и не похерили случайно ритуал, от которых зависят судьбы мира. Как максимум – чтобы после ритуала не разбежались зомби/прочая нечисть, и чтобы ее легче было отловить и поместить обратно в зоопарк :)

Хотя, все же, глупости и странности в фильме есть, но они не настолько безнадежны, чтобы мешать просмотру.
И спасибо за рецензию.
С ув, ratu

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Я с Вами совершенно согласен! Просто отметил, что тёмные места присутствуют. Но в этих недосказанностях однозначно есть свой смак! Просто интересно как чисто технически ситуация пришла к тому, к чему она пришла :))) Организованное жертвоприношение под госконтролем :)

[Ответить]

ratu
17.08.2012 @ 19:16

кино прикольное, куча отсылок, неплохая идея, но реализация на троечку..
сравнивать с классикой теми же зловещими мертвецами даже не стоит

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Никто и не собирался. Эти фильмы принципиально различны. Чем ценна «Хижина» – она раскладывает слэшер буквально по крупицам, объясняя его с точки зрения психологии. Набор архетипичных жертв, порядок их гибели, обязательные фазы их мучений, финал – кино весьма многослойное, если разобраться. Другое дело, что я могу признать неряшливую реализацию. Однако я не уверен, что какой-нибудь мэтр снял бы кино столь же дерзко, как это сделал Годдард.

[Ответить]

ррррр
19.08.2012 @ 16:13

Я просто пищала от восторга (до этого смотрела «Репортаж 3″) и триллер «Верзила» (покоривший своей хэппи-эндовостью от части и оригинальностью в некотором роде (блин ждёшь-ждёшь что-то мистической (а ведь почти весь фильм мистика нагонялась хорошо)
но они просто курят в сторонке по сравнению с оригинальностью «Хижины» Боже, такого глумления над всеми слешерами разом я не видела и врят ли ещё когда-нибудь увидим.
PS: Я ухохоталась с темой про японских девочек :))

PS: Однозначно в коллекцию и на почётное место с медалью «ФИЛЬМ УБИВШИЙ СЛЕШЕР»

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Ай-йа-ай, я «Верзилу» ещё не смотрел! А теперь знаю, что там хэппи-энд :(
Ну да ладно, я к спойлерам имунный :))
А медаль у «Хижины» однозначно будет – по итогам года ;)

[Ответить]

Зинаида Росина отвечает:

Не бойтесь там от части Хэппи-энд 50/50 :))
Но так мастерски закрутили сюжет, и ведь ДО КОНЦА я так и не угадала В ЧЁМ ПРИКОЛ этого «Страшилы-Верзилы». Мастерски сыграно на нагнетании мистики :)))

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Завтра буду смотреть :) Кино уже скачал.

[Ответить]

Sibleon отвечает:

И как оно?

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Вполне неплохой, годный триллер. Атмосферный.

[Ответить]

Sibleon отвечает:

Я от Ложье после «Мучениц» несколько иного ожидал. Как и все, наверное. Но «Высокий человек» реально прекрасен. И на уровне посыла и на уровне реализации. Монолог главной героини в тюрьме – просто прекрасен. А последние слова в фильме – просто нет слов.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Да, «Мученицы», конечно, несколько другие ожидания формировали :)

[Ответить]

Зинаида Росина
20.08.2012 @ 2:00

Безумно понравилась «Балерина», жаль, что нам не показали как она кого-то кушала бы (только танцевала в лужицах крови и кишок.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Мне отчего-то понравилась змея :)

[Ответить]

n0dwis отвечает:

А меня заинтересовал мужик с шариком. И еще возник вопрос – как они с автоматами и прочими чисто техническими штуками нематериальную нечисть загоняли назад?

Ну это так – материал для размышлений.

А фильм очень понравился!

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Тут ещё вопрос как они с богами договаривались и весь этот зоопарк собрали воедино :) Но это, в принципе, и неважно :)

[Ответить]

ratu отвечает:

мужик с шариком – отсыл к сенобайтам?

[Ответить]

n0dwis отвечает:

Что за сенобайты?

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Это демоны из «Восставшего из ада». Тот мужик с шариком похож на их главного :) Только в «восставшем» не шар, а кубик был.

[Ответить]

ratu отвечает:

да-да, cenobites из «Восставшего из ада». Прямым текстом «подделывать» pinhead-а создатели хижины, по-видимому, побоялись (авторские права? да и глупо это выглядело бы), но намек, по-моему, совершенно явственный.

[Ответить]

Зинаида Росина
20.08.2012 @ 2:01

«Хижина в лесу» до мозга костей неоднозначный фильм, лично для меня сложно дать ему оценку. Вкратце, на языке два слова – «гениально» и «бредятина», никто не хотел уступать…

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Гениальность и безумство всегда ходят рядом :)

[Ответить]

Хаябуза
20.08.2012 @ 11:21

Глянул «Хижину в лесу» – я не любитель ужастиков (как его подают), но ждал более интересной концепции, а получил, как и ждал – «Куб» по-деревенски, поэтому того «санья кипятком» у себя не ощутил, но за старания 7 из 10.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Истина в глазах смотрящего: вся прелесть «Хижины» раскрывается как раз любителям ужастиков :)

[Ответить]

Valiko
26.09.2012 @ 1:50

если честно давно такой чуши не видела!!!пила в размахе и вселенское зло????и очеееееееееееень дешевые зомбики!!на комедию больше смахивает

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Это пародия :) И это не «пила», а больше «Куб», только с фигой в кармане.
Шикарное кино, блин :) Таково моё ИМХО.

[Ответить]

madonka
27.09.2012 @ 17:00

Ичи, ты хорошо анализируешь сюжеты, но иногда за деревьями не видишь леса :) Я вот далеко не уверен, что предложенное тобой превращение «Хижины» в психологический хоррор-аналог «Шоу Трумана» было бы свежим решением. Оригинальность фильма как раз в сращивании слэшера с мифологической подоплёкой, а не в психологическом эксперименте маньяков-ученых, позволившим бы препарировать бедный слэшер, который и без того уже давно выпотрошен, а его шкурка лежит на полу в загородном доме Уэса Крейвена :)
Человеческие жертвоприношения характерны для очень многих как древних, так и современных культур, и фильм великолепно подстраивается к этой тематике.
Первый уровень «Хижины» – типичный слэшер, который мы видели тысячу раз. Но фильм на нём не задерживается и сразу ступает на следующую ступень – дескать, действо контролируемое. Большой брат следит за тобой, и резня подростков – это не просто резня, а жертвоприношение ради некоей цели.
А в финале вскрывается ещё один пласт – это жертвоприношение ради спасения мира, а сами учёные вовсе не садисты, а спасители мира, его защитники. И они – такая же часть глобальной игры, как и пресловутые жертвенные подростки. Они – как Зэпп в «Пиле», просто очередное звено цепи. В общем – Who watches the watchmen?
Начинаясь как некий локальный инцидент, фильм раскручивается до эпических масштабов, являясь неким антиподом «герметичного триллера».
И вся мифология и боги встроены в «Хижину» с блеском, проводя множество параллелей с реальными мифами и легендами. Группа ученых – они словно составной библейский Авраам, приносящий в жертву столь же составного Исаака (подростков). Здесь ассоциации воистину безграничны – можно вспомнить и жертвоприношения южноамериканских индейцев, и славян-язычников, или более всего – греческую мифологию, с её регулярным циклом заклания группы юношей и девушек, которых уничтожал Минотавр в Кносском лабиринте.
Но оригинальность фильма даже не в роскошном заигрывании с кросс-культурной мифологией, а в контексте и параллелях. По сути «Хижина» озвучивает одну простую мысль – дикие и ужасные человеческие жертвоприношения никуда не исчезли. Мы, люди, всё такие же дикари, жаждущие уничтожать молодых да красивых представителей своего племени, только теперь делаем это цивилизованно – путём просмотра фильмов ужасов. Хоррор – это современные человеческие жертвоприношения, призванные нас успокоить. Дело не в том есть боги или нет, а в том, что мы по-прежнему соблюдаем ритуал, пусть и не осознавая его.
Ведь не сложно увидеть в образе учёных, цинично наблюдающих за разворачиванием перед ними типичного слэшера, зрителей в кинотеатре. Увидеть себя! Эти ученые в фильме также шутят и делают ставки. Они знают кто в каком порядке будет умирать. Они знают, чем всё кончится. Прямо как фанаты ужастиков :) Крэйвеновкий «Крик» озвучил все эти правила, а «Хижина в лесу» удачно встроила их в мифологический контекст. И это действительно оригинально выглядит и смотрится.
В общем, лавкрафтовские древние боги появились в фильме отнюдь не случайно – без них мифология фильма просто развалилась бы, и культурные ссылки не сработали бы. Именно «третий уровень» делает фильм особенным. Да и типажи героев взяты не из каких-то древних пророчеств, а из чистой психологии. Нам нравится уничтожать именно эти архетипы. Сильный и красивый спортсмен. Девственница. Умник. Шут. Шлюха. Можно с большой долей уверенности утверждать, что и в группе Тесея, которую забросили в лабиринт на поживу минотавру тоже были похожие типажи. Потому, что они универсальны, архетипичны. Они идеальны для жертвоприношения, и следовательно идеальны для хоррора. История жанра это лишь подтверждает – зачастую, при использовании героев более сложных, чем представленные типажи, хоррор как-то незаметно исчезает, превращаясь в триллер.
В общем, не знаю смог ли я убедить тебя, что «Хижина» это не просто смесь бульдога с носорогом, но свои хаотичные мысли от просмотра высказал :) Кино достаточно многогранное и ироничное, чтобы претендовать как на статус жанрового шедевра, так и на подлинную оригинальность. Потому что сюжетные повороты вставлены сюда не просто ради прикола. Все здешние твисты действительно увязаны в общую концепцию, базирующуюся на человеческих жертвоприношениях и их связи с фильмами ужасов.
Сорри за сумбур :)

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Подозреваю, кстати, что отношение к ужастикам у нас и у американцев немного отличается, поэтому «Хижина» более рассчитана на американскую аудиторию. Ну и на фанатов жанра :)) Просто на западе ужасы появились ещё черт знает когда, а у нас в силу политического строя – всего лишь двадцать лет назад. Как мне кажется в Америке этот жанр уже более… уставший, что ли? Вот и порождает такие постмодернистские переосмысления. Это кстати, чётко видно по оценкам у нас и за рубежом. А самые высокие баллы «Хижина» получила от критиков, а не от зрителей :)

[Ответить]

Мейн Хаус
27.04.2013 @ 18:14

ПОСМОТРЕЛА С ВАШЕЙ ПОДАЧИ «ХИЖИНУ…»ФИЛЬМ ЗАБАВНЫЙ,НО НЕ БОЛЕЕ.МНЕ ОН ПОКАЗАЛСЯ МИКСОМ ИЗ «КУБА» И «ПОЛНОЧНОГО ЭКСПРЕССА»

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

«Полуночный экспресс»? Вроде бы совершенно не похожи :)

[Ответить]

jasonlost отвечает:

все таки есть небольшая аналогия, насчет уровней, там же сначала тупо маньяк был, а в конце он делал типо добро, подкармливал, чтобы также наверх те штуки не полезли лакомиться)

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Если не ошибаюсь, те тварюшки самого маньяка и сотворили, чтобы он их кормил. Так что вряд ли они наверх собирались :) Впрочем, смотрел давно, уже не помню.

[Ответить]

ХИМЕРА
28.04.2013 @ 1:28

Пересмотрел. И никапли не пожалел 300 с гаком отданных рублей за лицензию. Фильм действительно охеренный. Фильм стопроцентно заслуживает высоких оценок, за новаторство, за отличный сюжет, хорошие диалоги, кучи отсылок к столпам жанра. Наконец-таки фильм не на секунду не дает заскучать. Ну и такие куштюки как Сигурни-режиссер это просто класс. Мэйн только в одном бы я поспорил, ты видиш в команде специалистов по ритуалам – зрителей, а я вижу зрителей в богах. Людям, большинству людей очень по кайфу на протяжении всей истории человечества наблюдать за тем как делают больно другим людям, массовые жертвоприношения, публичные казни в древние времена. А сейчас? Сейчас очень много помешанных людей на триллерах, ужасах. Да сейчас все немного тоньше, цивилизованней. Но блин вспомните ту же Пилосагу. Приятно же было когда жестоко наказывали действильно плохих? А то. Да и во многом слэшеры и ужасы мы смотрим, что бы немного разрядить и перезарядить свою нервную систему в поданном русле.
Посему награждаю «Хижину в лесу» золотой медалью и ставлю ей 9.5 из 10.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Интересная трактовка :) В принципе, даже более правильная, чем моя – согласен. «Специалисты по ритуалам» здесь выступают скорее в качестве создателей фильма, его режиссеров и сценаристов, а не зрителей.

[Ответить]

Merdock
14.06.2013 @ 22:56

- Рипли в режиссеры, она знает когда страшно! Да это же действительно ржачно.

[Ответить]

Merdock
15.06.2013 @ 0:24

Добавить комментарий

 
Опрос недели

Оскар смотрели?

Загрузка ... Загрузка ...

Кинотом: Киноблог с характером

Рецензии на свежие фильмы плюс новости из мира кино в авторской подаче.

Статьи, опубликованные в этом блоге, принадлежат нам. Все права защищены, охраняются, ну и всё в таком духе. Если хочешь выложить какой-нибудь из наших текстов у себя на сайте - выкладывай на здоровье, но не забудь поставить открытую ссылочку на kinotom.com. А если не поставишь - будешь последней редиской и вообще нехорошим человеком.