Добавлено: 23.05.201301:24

Великий Гэтсби

Рецензия на фильм

Тоби Макгуайр и Элизабет Дебики

Нет, и всё-таки экранизации книг представляют собой совершенно отдельную касту кинофильмов, которую весьма сложно оценивать и судить. И всё потому, что реальное, нанесенное на плёнку кино начинает конфликтовать с тем идеальным мыслефильмом, который ты создал в своей голове, пока читал роман. И малейший диссонанс вполне способен уничтожить в твоих глазах даже самую распрекрасную экранизацию.

И дело здесь даже не в точности следования первоисточнику – я видел экранизации, которые расходились с оригиналом почти во всём, и тем не менее были великолепны. В них оставался дух книги, её энергетика и атмосфера. С другой стороны, смотрел я и множество побуквенных экранизаций, которые были просто невообразимо скучны и глупы, в отличие от первоосновы.

Разумеется, всё сказанное имеет смысл, только если зритель знаком с оригиналом. В случае «Великого Гэтсби» – увы, я с ним знаком. И поэтому не могу оценивать фильм в отрыве от классического романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда.

Кстати, в рецензии возможны ненавязчивые спойлеры, однако в данном случае я не считаю это преступлением – «Великому Гэтсби», без малого, уже девяносто лет, и все его сюжетные повороты можно считать секретом Полишинеля.

Книга

Великий Гэтсби

Для начала – несколько слов о романе «Великий Гэтсби», который я прочитал (точнее прослушал в виде аудиокниги) совсем недавно. Смело могу сказать, что это не только великолепное произведение, но и одна из самых жестких и горьких книг, что я вообще читал.

Роман, безусловно, очень взрослый, и проходить его в школе на уроках литературы я считаю величайшей глупостью, граничащей с психологической диверсией (хотя в США его как раз и проходят в школе). От «Великого Гэтсби» веет холодом и разочарованием, жутким одиночеством, разрушенными надеждами и мечтами, втоптанными в грязь. Он рассказывает вещи, которые никому из нас слушать не хочется. Он говорит, что мечты иногда не сбываются, какими бы светлыми и благородными они ни были. Что любовь слепа и жестока. Что можно выложиться полностью, но так ничего и не добиться. Что все усилия ничего не стоят, а миром правит бабло.

В общем – в романе слишком много правды, от которой опускаются руки. И финал «Гэтсби» закономерен и депрессивен – единственного положительного персонажа автор попросту уничтожает, похоронив его мечты и чаяния.

Кэрри Маллиган в фильме "Великий Гэтсби"

Хотя (как и в любом хорошем романе), каждый читатель наверняка увидит в «Гэтсби» что-то своё.  Но я увидел именно это. Мысль, которую озвучил доктор Кокс из «Клиники»«Люди – это сволочи, облитые сволочизмом и со сволочной начинкой внутри» (с)

Ну а теперь плавно переходим к фильму База Лурмана, о котором я пока не сказал ни слова.

Фильм

В общем-то режиссер справился хорошо. Пусть сюжет в мелочах и подправлен, а подача информации сильно перетасована, однако первоисточнику Лурман следует четко, приправляя действо своим фирменным визуальным стилем, который очень хорош и отточен. Пожалуй, даже чересчур хорош и чересчур отточен. Фильм получился красивее, чем он, по идее, должен быть. Задачей Лурмана было показать общество, которое красиво внешне, но давно сгнило изнутри, однако такого впечатления кино вовсе не производит. Может быть изредка, в некоторых сценах… под занавес. Но большей частью Нью-Йорк двадцатых годов показан с изрядной долей романтизма, сияющий безупречной красотой и лоском.

Леонардо ДиКаприо

Впрочем, не мне судить стилистику фильма – не хочу этого делать по многим причинам.

Во-первых, выглядит «Гэтсби» просто безупречно – кино сплошь состоит из фантастически красивых, вкусных кадров, которые поставлены на запредельно высоком уровне. В фасад фильма вложено больше ста миллионов долларов, и каждый гребанный цент виден на экране. Саундтрек подобран с большим вкусом, и драйв размашистых американских вечеринок просто не может не увлечь за собой. Первая вечеринка Джея Гэтсби, которую нам показывают в фильме – это почти что шок. Это настолько красиво и шикарно насколько вы можете себе представить. Визуальный ряд фильма прекрасен. Как я уже сказал – даже чересчур прекрасен.

Ну и вторая причина, по которой мне не хочется критиковать визуальное решение Лурмана, – каждый имеет право на мнение. При чтении я нарисовал себе в голове одно кино, а Лурман – другое.

Но если бы дело было только в этом…

Настоящая проблема «Великого Гэтсби» в том, что фильм вовсе не вызывает таких же чувств, что вызывала книга. В нём отсутствует источник энергии, питавший книгу. В концовке доходит до того, что кино озвучивает точку зрения, прямо противоположную той, что звучала в книге. В фильме и близко  нет той горечи, нет того надлома. Такое ощущение, что Лурман просто постеснялся вывалить на зрителя ту жестокую правду, которую обрушил Фицджеральд на своих читателей.

Великий Гэтсби

Данное мнение, конечно, строго субъективное, не отрицаю. Возможно, только мне одному показалось, что кино недостаточно честное и излишне романтизированное. Однако разгромная западная критика (на западе роман Фицджеральда является культовой классикой) на фоне строго положительной отечественной (у нас этот роман почти неизвестен) намекает, что я на верном пути.

В «Великом Гэтсби» чего-то не хватает, чего-то неуловимого. Построенные на одном и том же сюжете, фильм и книга просто несравнимы в плане энергетики, убедительности, драматизма… Они как машины с одним и тем же кузовом, но разными моторами. И если устроить между ними гонку, то фильму Лурмана останется лишь глотать пыль. Увлекшись внешней красотой своего детища, режиссер и не заметил, что его история несколько противоречит всей этой красоте. И если роман Фицджеральда – горькая, очень горькая конфетка, то фильм Лурмана – лишь обертка из-под неё.

Джей Гэтсби

Основные герои "Великого Гэтсби"

Традиционную главу об актерах начну, пожалуй, с мискастинга. То есть с того, что лично я считаю мискастингом.

Тоби Макгуайр. Он играет главного героя, Ника Кэрроуэя, и это единственная роль к которой у меня есть вопросы. Я просто не вижу Тоби в роли Ника. Я представлял персонажа другим, ну вот абсолютно и тотально другим. Опять же – это субъектив, но что поделать? Тоби неплохо играет, но отнюдь не его я бы хотел видеть в главной роли. Ник в его исполнении кажется излишне простоватым и наивным, хотя к книжному Нику такие качества подходят весьма условно.

Зато к Леонардо ДиКаприо вопросов нет никаких. Он просто отлично сыграл Джея Гэтсби, именно такого, как нужно, без фальшивых нот. Собственно, никто в нём и не сомневался. Джей хорош во всех сценах, в которых появляется, и для ДиКаприо это ещё один удачный фильм, ещё один шаг вперёд. Поклонникам актёра смотреть в обязательном порядке.
Леонардо ДиКаприо в роли Джея Гэтсби
Прочий каст также радует. Очень неплохо сыграла Кэрри Маллиган, но здесь сам её персонаж вызывает ярость и раздражение (по крайней мере в финале). Пожалуй, Маллиган сильно смягчила свою героиню – Дэйзи. Если в романе её нельзя охарактеризовать иначе, нежели «тупая сука», то в фильме она скорее «запутавшаяся дурочка». Её мужа, Тома, изобразил Джоэл Эдгертон – отличный, очень характерный актёр.  Том получился довольно каноничным, хотя и значительно менее грубым, нежели в романе.

Айла Фишер и Джейсон Кларк – роли крошечные, но очень меткие. Зачет.

Но более всего хотелось бы отметить начинающую актрису Элизабет Дебики в роли Джордан Бейкер. В фильме её сюжетное значение ощутимо приуменьшено, однако хочется отметить красоту и грациозность этой девушки – она затмевает буквально всех прочих женских персонажей в фильме. Хоть подобные стервозные брюнетки вовсе не в моем вкусе, но Дебики смотрелась шикарно – не отнять. Приятно глянуть!

Элизабет Дебики

Ну что же, итожим.

Возможно, из рецензии могло возникнуть впечатление, что кино мне не понравилось. Это не так. «Великий Гэтсби» – отличный фильм… но паршивая экранизация. И я вовсе не хочу в который раз ныть о том, что «книга лучше». Книга всегда лучше. Просто в данном случае нельзя отрицать, что и фильм получился отменным. Он снят с превеликим вкусом и несет в себе идеи - в моих глазах этого вполне достаточно для высокой оценки. А уж для не читавших роман все перечисленные мною недостатки и вовсе покажутся высосанными из пальца.

Хотя для определенной категории людей кино однозначно будет скучным, однако для них снят свеженький «Стартрек». Всем остальным советую сходить на великолепную драму «Великий Гэтсби» – она того стоит.

Очень красиво.

Рецензент: Мейн Хаус

Великий Гэтсби

Смотри также:

Комментарии (45)»

Не мог пройти мимо:
«Книга всегда лучше».
Если это не «Престиж». :)
Лурмана не очень люблю, так что фильм скорее всего не буду смотреть. По крайней мере в кинотеатре.
Кстати, Мейн, вышел трейлер дебютного фильма Гордона-Левитта, советую заценить, похоже, кино будет что надо. :)
http://www.youtube.com/watch?v=6615kYTpOSU&feature=player_embedded

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Исключения из правил всегда бывают – таков закон :)
P.S. Скарлетт Йоханссон в фильме о порнухе… и не раздевается. Вот она – трагедия западного кинематографа :(

[Ответить]

SNG отвечает:

Ну мы ведь не знаем, что там в фильме будет. :) Да, Скарлетт не очень хорошо к оголению относится, но исключения из правил всегда бывают. ;)

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Увы, увы:
http://lenta.ru/news/2013/04/24/donjon

[Ответить]

SNG отвечает:

Сиськи – не порнуха. :)
Но это мечты-мечты.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Будем верить в лучшее :)

[Ответить]

SNG отвечает:

Нам ничего другого не остается. :)

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Скоро выйдет «Lovelace» с Амандой Сейфрид :)

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

С Сашей, кстати, скоро выходит испанский проект «Открытые окна» – там она играет вместе с маньячилой Элайджем Вудом :) Конечно, режиссер Вигалондо немножко запятнал себя «Азбукой смерти», но снял далеко не худшую новеллу сборника :) Будет интересно глянуть.
А ещё с Сашей помню довольно крепкий триллер «Что бы вы сделали», хоть она там и не в главной роли.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

В России да, а вот насчет других стран – http://bit.ly/eEDsKv
P.S. Но-но, Саша мне нравится :)

[Ответить]

Михаил отвечает:

Согласен с автором на все 100!

[Ответить]

SNG
23.05.2013 @ 1:52

Тоби Макгуайр отвратительный актер – во всех фильмах ходит с одинаково тупым выражением лица. А вот ДиКаприо шикарный актер – на него и пойду.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Да уж, я бы тоже не хотел видеть Макгуайра в главной роли :( Но что поделать…

[Ответить]

улитка
23.05.2013 @ 11:29

Нет… Александра Скарби, или как-то так его звали. Впрочем, в текст тоже частенько заглядывал, каюсь :)

[Ответить]

Мейн Хаус
23.05.2013 @ 16:32

Вывод неправильный :) Я вовсе не поклонник её творчества – просто она мне симпатична сама по себе. Why not? Она умна, обаятельна, красива, успешна да и смелости на занимать. А между шлюхой и порноактрисой есть огромная разница, как на мой взгляд.

[Ответить]

SNG отвечает:

И подпишусь под каждым словом. :)

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

;)

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Докатились – в комментариях к «Великому Гэтсби» обсуждаем порнографию и шлюх :)
Посуди сам, шлюха – это в большей степени состояние души. Дипломатично назовем это так. Порноиндустрия – работа. Есть четкая грань. Мы же не называем солдат-наемников серийными убийцами, верно? Хотя они тоже убивают, не так ли? И могут, в принципе, даже получать от этого удовольствие. Аналогия грубая, но в данном случае сойдёт :)
Собственно, если Саша такая уж шлюха – почему она ушла из порнографии в зените славы?
Дело здесь не в том что она там перепробовала, а что нет. Я с порнографией знаком слабо, и про Сашу впервые услышал именно в контексте её съёмок в фильме Содерберга «Девушка по вызову». Хотя вру – впервые я её увидел в одном из эпизодов издевательского сериала Pg-Porn, после просмотра которого ржал аки конь :) Ещё и на КГ отрекомендовали, мол самую красивую порноактрису Джеймс Ганн припас для серии в которой снялся сам. Вот и заинтересовало, что же там за «красивая порноактриса» такая :)
http://www.youtube.com/watch?v=Gxb7b0jGZvc
В общем, я абсолютно далёк от возведения какого-либо культа вокруг Саши (да и вообще – вокруг кого бы то ни было; мне не 17 лет, в кумирах и идолах не нуждаюсь), однако слушая её интервью, поглядывая за её разносторонней деятельностью, могу сказать лично за себя – она мне симпатична. Просто так, безо всякого контекста. Шлюха? Ну и ладно – значит мне симпатична шлюха. Переживу как-нибудь :)
А насчет эпитетов, которыми я её наградил – хм… тут вообще бесперспективно спорить. Хотя бы по той простой причине, что никто из нас лично с ней не знаком :) Однако именно такое впечатление она производит со стороны – умной, обаятельной и т.д. Возможно в реале это и не так.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Нолан – отнюдь не мой кумир :) Я считаю его классным режиссером, одним из лучших, если уж откровенно, однако если он снимет глупость – я первый же о ней скажу. И я вполне отдаю отчет, что у него есть недостатки – в частности, Нолан неважно снимает экшен. Без драйва, так сказать. Просто для меня это не критично :)
Кумиры, как мне кажется, неизбежно идеализируются, а я смотрю на Нолана вполне реально :)

[Ответить]

wingless piglet отвечает:

«Посуди сам, шлюха – это в большей степени состояние души. Дипломатично назовем это так. Порноиндустрия – работа. Есть четкая грань. Мы же не называем солдат-наемников серийными убийцами, верно? Хотя они тоже убивают, не так ли? И могут, в принципе, даже получать от этого удовольствие. Аналогия грубая, но в данном случае сойдёт :)»

Аналогия – самая что ни на есть 100% точная.
Внутреннее стремление и характеристика психотипа – это одно, а должностные обязанности – совершенно другое.

Но, вообще, прикольно иногда наблюдать, куда заносит обсуждение :D))))))))) – воистину, судьбы порнозвёзд в дискуссии о драме – это круто! :D))))

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

А всё началось с совершенно невинного трейлера :) Впрочем, косвенное отношение к «Гэтсби» эта тема имеет :)

[Ответить]

Мейн Хаус
23.05.2013 @ 21:23

Рецензия от Джорджа Мартина :)
http://fantlab.ru/blogarticle25687

[Ответить]

Мейн Хаус
24.05.2013 @ 17:44

Эх … Рвану наверно на ночь кино чтоли =)

Стартрек , Гэтсби и Форсаж =) Хоть бы Стартрек последним показывали ….=)

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Неплохая культурная программа :) Хотя я даже два фильма подряд с трудом осиливаю – не могу быстро переключаться. То ли дело сериалы :)

[Ответить]

Die_Hard отвечает:

Эх… Отсмотрен был только Форсаж … Так хотелось Гэтсби посмотреть … Выдернули меня из кинотеатра под конец Форсажа =( Хорошо что хоть досмотреть успел его =)

Ну так ниче фильмец ) Экшн, Экшн и еще раз Экшн =) Чистое развлекалово ) Не жалею что сходил .

[Ответить]

Die_Hard
25.05.2013 @ 18:42

Помнится, еще к трейлеру «Гетсби» я высказался по поводу того, что на роль Ника Кэрроуэя Тоби вообще не подходит, на то время не читавший книги Мэйн ответил, что-то вроде «поживем – увидим». И вот теперь я могу язвительно заявить: «ХА». А вот актрису на роль Джордан подобрали удачно, я такую ее и представлял.
Кстати, Мэйн, а кого бы вы пригласили на роль Ника?

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Да, с Джордан вообще попадание в десятку – очень понравилась. А вот кого бы я взял на роль Ника… Возможно Райана Гослинга или Джеймса Макэвоя.

[Ответить]

Сергей
30.05.2013 @ 21:56

Райан Гослинг….хмм. Да, пожалуй. Но когда я читал книгу, честное слово, представлял кого-то вроде Кристиана Бэйла, только чуть моложе

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Согласен, Бэйл времён «Американского психопата» легко бы сыграл Ника. Сейчас уже постарше выглядит, чем требуется.

[Ответить]

Сергей
30.05.2013 @ 22:29

«Гэтсби» эффектен, не отнять :)

[Ответить]

Мейн Хаус
01.06.2013 @ 22:37

А мне нравятся сюжеты с рассказчиком :) Причем как в литературе, так и в кино. Настраивает на определенную атмосферу. Старомодно, конечно, но это на любителя.
К тому же приём вполне может выглядеть свежо, при желании – взять хоть «Бойцовский клуб» :)

[Ответить]

Мейн Хаус
06.06.2013 @ 20:48

Экранизация – штука тонкая :) Начнёшь изменять сюжет оригинала – поклонники романа могут предать тебя анафеме. Оставишь всё как есть – возникнет куча нелепых сцен, которые «играют» в романе, но выглядят очень плохо в формате кино.

[Ответить]

Мейн Хаус
06.06.2013 @ 21:36

А о чем, собственно, речь? :) Обычная девушка, одета и ведёт себя поскромнее многих отечественных певичек и прочих звездулек. Гораздо более неприятное впечатление производит сам Ургант, не упускающий случая подъе#нуть Сашу и намекнуть на её прошлое заради смехуёчков. Ещё и жопу какого-то левого чувака гостье показал (по национальному телевидению!)

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Если у «фэндома» нет мозгов, то медицина здесь бессильна. Если картинка в телевизоре перевешивает родительское воспитание, то Саша Грей в этом как бы не виновата :)
P.S. Так ведь он её только для этого и позвал :( «Интервью» вообще ни о чем. Привел её в студию как зверушку диковинную.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Ну как бы если нечего спрашивать – зачем приглашать Сашу и называть это интервью? :)
Вот, например, интервью с ней у нас, в Киеве – когда она в качестве диджея приезжала. Формат, конечно же, совершенно другой, но разница всё-таки есть:
http://www.youtube.com/watch?v=rquw4YvxVf4

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Я знаю, что такое late-night talk show :) Потому и говорю, что формат другой. Однако обрати внимание сколько говорила Брит Марлинг, и сколько – Саша :) Всё-таки приводить гостя, чтобы большую часть времени он молчал – это весьма неординарное понимание talk show :)

[Ответить]

Мейн Хаус
13.06.2013 @ 13:23

Наверное займусь прочтением книги! Фильм шикарный

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Книга менее зрелищная, но стоит прочтения однозначно :)

[Ответить]

Михаил
14.06.2013 @ 18:35

Ну наконец-то я посмотрела фильм «Великий Гетсби»!
Скажу сразу, книгу я не читала. И в этом мое преимущество))).
Фильм просто обалденный! Я по сути своей киноман. И очень редко когда меня «затрагивает» какое-либо кино. Но Гетсби это нечто!!! Потрясающие, просто потрясающие декорации! Даже сложно представить как такое можно было сделать!!! Саунтреки! Отличная, правильно подобранная музыка!
Бесподобная игра Ди Каприо! С каждым своим фильмом он радует и не оставляет шансов не любить его!
Фильм можно пересматривать. И это особенно ценно. Для меня, по крайней мере.
Фильм можно советовать как женскому, так и мужскому полу и вне зависимости от возраста.
Особенно радует, что в фильме нет пошлых сценок, тупых стрелялок, которыми напичкан современный кинематограф. Я согласна, что возможно, в фильме присутствует излишняя доля романтизма. НУ И ЧТО??? От этого фильм не становится хуже. Это точно. Наоборот. Фильм набирает обороты и кажется, что скорее всего на свете такое может быть. Может быть такая бесконечная, глубокая любовь, может быть мечта, к которой можно стремится годами…
Скажу так: ФИЛЬМ точно станет классикой!

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Чтобы стать классикой – нужно пройти испытание временем :) Посмотрим, как у него получится. В любом случае, это однозначно лучший фильм Лурмана на данный момент – идеальное сочетание его фирменного визуального ряда и умной драмы.

[Ответить]

odinakovoraznaya отвечает:

Да, конечно, временем). И я думаю, Гетсби справится).
В любом случае, таковым стать он безусловно достоин).

[Ответить]

odinakovoraznaya
19.06.2013 @ 10:42

мои чувства после просмотра фильма-это когда прыгаешь в водопад и вдруг оказываешься в сказке-столько красок волшебства любви!!наверное не ошибусь-если скажу-что это один из самых потрясающих романтических фильмов-с такой жестокой концовкой!!почему-то приходит на ум титаник!!там же атмосфера любви роскоши обмана предательства и бесконечной веры!!влюблена в этот фильм!!хотелось плакать от чувства-что лишь единицы из нас способны на такие поступки и жертвы!!фильму респект!!100000 из 10!!мейн ты как всегда на высоте!!

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Спасибо :)
Кстати, если понравился «Гэтсби» рекомендую фильм «Лучшее предложение». Очень достойное кино, почти не уступающее фильму Лурмана.

[Ответить]

madonka
29.09.2013 @ 23:25

История прям по поговорке «Умереть за женщину проще, чем найти ту, кто этого достойна»

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Так и есть :)

[Ответить]

Рута Скади
16.10.2013 @ 16:05

Добавить комментарий

 
Опрос недели

Самый ожидаемый фильм 2017 года:

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Кинотом: Киноблог с характером

Рецензии на свежие фильмы плюс новости из мира кино в авторской подаче.

Статьи, опубликованные в этом блоге, принадлежат нам. Все права защищены, охраняются, ну и всё в таком духе. Если хочешь выложить какой-нибудь из наших текстов у себя на сайте - выкладывай на здоровье, но не забудь поставить открытую ссылочку на kinotom.com. А если не поставишь - будешь последней редиской и вообще нехорошим человеком.