Добавлено: 29.06.201803:51

Тихое место (A Quiet Place)

Рецензия на фильм

Тихое место (A Quiet Place)

Год назад я проводил опрос на больную тему «Почему современные фильмы такое дерьмо?», но удовлетворительного для себя ответа так и не нашел. Кризис идей, кризис руководства, экономические проблемы, вырождение – всё это имеет место быть, но даже сообща они не объясняют такую резкую и необъяснимую деградацию.

Взять, например, «Тихое место». Киношка, не заслуживающая ничего большего, кроме как пинка под зад и грубого слова вдогонку, вдруг становится кассовым хитом, а критики и зрители строятся в очередь, чтобы облизать её с ног до головы. Семёрка на Кинопоиске. Восьмёрка на IMDb. 95% на RT… девяносто пять! Сборы – далеко за триста миллионов.

Вот что тут можно сказать?

Да, я знаю, что медленно, но верно превращаюсь в скучного, брюзжащего критикана, которому ничего не нравится, но с этим вам придётся смириться, потому что молчать я не могу.

Тихий ужас

Начну с плюсов. Их ровно два.

Плюс №1 – «Тихое место» хорошо снято. Прямые руки оператора и осветителя в сочетании с профессионализмом цеха реквизита и качественными визуальными эффектами создают картинку, на которую не стыдно смотреть. Ничего не трясётся, не мерцает и не мельтешит – приятно глянуть. Кадр и не тёмный, и не светлый – такой, как надо. Да и в целом картина выглядит заметно дороже своего семнадцатимиллионного бюджета, это всегда приятно.

Плюс №2 – ладные актёры. Никто не бесит (даже детишки), а неизменно шикарная Эмили Блант и вовсе украшает фильм своим присутствием. Не «Место» красит человека, а человек – «Место», хе-хе.

Вот и всё. На этом плюсы исчерпываются и начинается нечто такое, что сложно описать без спойлеров. Поэтому если кино вы не смотрели, то мотайте в конец рецензии, к вердикту.

Тихое место (A Quiet Place)

Осторожно – спойлеры!

Знаете, я многое готов простить фильмам, если вижу в них что-то оригинальное. И «Тихое место» по трейлерам казалось именно такой картиной – с изюминкой. Да и посмотревшие ленту зрители наперебой рассказывали, какое это концептуальное кино, и вообще – «такого раньше не было».

Вы это серьёзно? Прямо совсем-совсем не было?

«Тихое место» – штампованный сай-фай хоррор про монстров, наследующий такому количеству предшественников, что отыскать свежий кадр в нём – задача нетривиальная. Ужастиков про «чудовищ с дефектом» – их уже миллион. Нельзя зажигать свет, нельзя гасить свет, нельзя становиться на землю, нельзя закрывать глаза, нельзя есть селёдку с молоком, нельзя то, нельзя сё. В «Тихом месте», например, нельзя шуметь. И что тут оригинального?

Но даже взяв за основу простецкую и всем понятную концепцию, режиссёр Джон Красински не смог её вытянуть.

Знаете, чем на самом деле отличается «Тихое место» от предшественников? Поразительной тупизной и бессвязностью. А ещё отсутствием житейской логики и элементарной драматургии.

Допустим, вы не смотрели фильм, но всё равно читаете этот раздел. Вот вам задачка: цивилизация уничтожена слепыми монстрами, которые бросаются на любой громкий звук, но при этом непроходимо тупы. Вопрос: где вы поселитесь в этом мире? Какое место для жилья выберете?

Звукоизолированную музыкальную студию? Надежный подвал со стальной дверью? Банковское хранилище? Верхний этаж небоскрёба? Домик на острове? Яхту или корабль? Бомбоубежище? Дом у излучины реки или водопада, чтобы шум воды маскировал ваши бытовые звуки?

Нет, это слишком просто. Лучше жить в уединенной хибаре со скрипящими половицами – в хибаре, которая стоит в такой глуши, что по ночам звук разносится на много километров.

Тихое место (A Quiet Place)

Задача номер два: вы выживаете вдвоем с женой и троицей малолетних отпрысков. Ваш младший сын только что убит. Вокруг вас куча монстров, бросающихся на любой чих. Вопрос: чего вы ни в к коем случае не будете делать?

Варианты перечислять не буду, сразу дам правильный ответ: вы не будете заводить ещё одного ребёнка. Потому что кричащий и беспокойный младенец – это самоубийство и приговор всем, кто находится с ним рядом.

Но надо понимать, что героям  «Тихого места» слишком скучно играть в жизнь на уровне Easy – они предпочитают хардкор. Ну и в итоге именно его и получают.

Вообще, из таких задачек по фильму можно составить толстенный учебник. Кино на каждом шагу вызывает вопросы. Каждые три минуты происходит что-то глупое, невнятное или бессмысленное.

Боже, и я ведь не требую какого-то сверхреализма… Я не сажусь за просмотр с целью до чего-нибудь доклепаться. Просто не тычьте мне глупостями в глаза, дайте внятный сюжет, нормальных героев, и я уже не буду рыскать по темным углам, выискивая недостатки. В общем, если в начале фильма вы четко обозначаете, что броня монстров абсолютно неуязвима для пуль и бомб, то пожалуйста – ПОЖАЛУЙСТА – пусть в конце фильма монстра не убивают с одного выстрела из обычного дробовика.

Но «Тихое место» просто не может не портачить…

Тихое место (A Quiet Place)

Но даже проблемы с логикой не так страшны на фоне кромешной безыдейности ленты. Ну то есть проблема выживания – всегда интересная тема для кинематографа, да только выживанию тоже нужен внутренний драматизм. Возьмите любой подобный фильм – и вы найдёте там ЦЕЛЬ. Герои не просто выживают, у них есть некоторая идея, которая ими движет. Найти безопасное место. Найти других выживших. Добраться до транспорта. Добраться до любимого человека, попавшего в беду. Найти лекарство от болезни. Убить главного монстра.

Это ведь азы драматургии. И раньше даже самые посредственные режиссёры интуитивно чувствовали такие вещи. Но только не Джон Красински. У его персонажей никакой цели нет. Нет мотивации. Нет конфликта. Герои просто забились в свой скрипучий домик и целый год там сидят.

В начале ещё показано, что глава семейства обшаривает радиоэфир, чтобы найти другие группы выживших, ведёт какие-то наблюдения за монстрами (как-то ведь он обнаружил, что их всего трое в окрестностях?), но даже эта ниточка не получает никакого развития. Герои просто болтаются, как дерьмо в проруби, а потом решают усложнить себе жизнь, родив ребёнка. Зачем? Почему? Как отважились на такой шаг? На что надеялись?

Я не знаю. Этих вопросов лучше вообще не задавать.

Единственный внятный драматический конфликт фильма – это недопонимание между дочерью и отцом. Потенциально – неплохо, но как же убого это реализовано в фильме… Красински в каждом интервью заявляет, что фильм об ответственности родителей за детей, о любви, о самопожертвовании ради детей и всё в таком духе. Как же эта тема раскрывается в кино? Да никак! Его герои не заботятся о детях. Чувак за год (!) даже не нашел времени, чтобы сказать дочке, что любит её и не винит в гибели сына.

Вот как это можно проглотить и не подавиться?

Тихое место (A Quiet Place)

Я уж молчу про удивительную пассивность героев и их неспособность проявить интеллект в противостоянии с монстрами. Даже если принять на веру, что тварей нельзя убить из огнестрела – ну неужели нельзя ничего другого придумать? Судя по их повадкам, вам противостоят даже не животные, а чисто насекомые – тупые и необучаемые.

Но вы-то люди! Когда-то это звучало гордо… И герои были героями не только в драматическом смысле этого слова, но и в бытовом. Нынешние же герои считают своим долгом лишь плакаться, обмазываться соплями и показушно страдать. Режиссёры поколения Y оказались страшными нытиками, это факт.

Взять хотя бы «Дрожь земли» – фильм с полностью аналогичной концепцией, только монстры гораздо крупнее, опаснее, умнее; плюс их нельзя увидеть и их тупо больше, чем в «Тихом месте». И что же? Всего за один день, применив элементарную смекалку, герои поубивали их всех. Всех! Потому что думали башкой, анализировали, наблюдали и рассуждали – т.е. применяли процессы, недоступные персонажам современных ужастиков.

Герой «Тихого места» знай себе посыпает дорожки песком, палит сигнальные костры и обматывает участок красными лампочками (не спрашивайте… я не знаю зачем). При этом он явно талантливый элетронщик, и мог бы придумать просто массу интересных ловушек. Блин, да просто поставь ты по периметру простейшие сирены-ревуны с таймером, которые периодически будут орать на всю округу, гоняя монстров от одного ретранслятора к другому, уводя тварей подальше от дома.

Или поставь медвежьи капканы – ну серьезно, чем они плохи? Не убьют, так будут болтаться на ногах, не давая монстрам бегать. Твари настолько глупы, что их вообще не проблема уничтожить, или хотя бы изолировать.

Но ничего этого в «Тихом месте» нет.

Как нет и никакого страха!

Сраные скримеры приедаются просто моментально, а монстры даже близко никакого ужаса не вызывают. Они обычные хищники, эдакие сухопутные акулы. Их даже сложно считать каким-то осмысленным злом – они скорее природная стихия. Смертельно опасная, но не страшная.

Тихое место (A Quiet Place)

Конец спойлеров

И что в итоге?

А в итоге «Тихое место» оказалось примитивным хоррором категории Б, да ещё и с предельно идиотским сценарием. Раньше такую чушь даже в кинотеатры не пускали, а сегодня это кассовый рекордсмен.

В который раз убеждаюсь, что если современный хоррор начинает собирать неприлично большую кассу, то с ним что-то не так. Всюду, где пьёт толпа, родники отравлены.

Рецензент: Мейн Хаус

Тихое место (A Quiet Place)

Помочь блогу Кинотом

Смотри также:

Комментарии (31)»

Тоже вчера ознакомился с этим «великим» творением . Может и нельзя сравнивать , но если взять тот же «НЕ ДЫШИ», то он дает «тихому месту» за щеку без шансов на сатисфакцию . Согласен с рецензентом на 1000 % .

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Таки да – невзрачный «Не дыши» вспоминается теперь даже с некоторой теплотой.

[Ответить]

Шикарный Парниша
29.06.2018 @ 5:47

Хм.. вся надежда на «Hereditary». Судя по интервью, должно быть нечто дико концептуальное.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Да, очень жду это кино. И пока что мне нравится всё, что я про него слышу :)

[Ответить]

(Clok) отвечает:

Всегда было интересно – спустя какое время новинки обычно появляются на торренте? Судя по дате релиза (8-го июня) ждать еще как минимум месяц..

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Очень по-разному появляются, чаще всего зависит от компании-прокатчика. Иногда появляются почти сразу, иногда – спустя год после премьеры :)

[Ответить]

(Clok)
29.06.2018 @ 8:08

Мейн, полностью с Вами согласен! Как же меня клевали друзья, когда я не понял в чём «прелесть» данного фильма! Я посмотрел его 3 недели назад. Впечатления – потерял время! Про «завести ребенка» в такое время – ну всё, для меня это тупик! Сам, как отец, этого не понял: зачем, к чему! Подставить всю семью, а ради чего??? ТЫ с детьми, которые у тебя живы контакта как такового не имеешь! Глупый и проходной фильм! Вашу точку зрения как зрителя и как критика в одном лице – полностью разделяю! Хвалящих данный фильм не понимаю и не пойму, т.к. глупости, показанные в данном фильме логически не объяснимы!
P.s.: посмотрел на этой неделе 2 фильма выживастика в мире зомби:
1) «Париж город zомби» (2018 года) – вот очень понравился данный фильм. Не тупое, а продуманное, отчаянное и одновременное бессмысленное, сводящее с ума от одиночества выживание! Сняли французы. Смотрится классно, сюжет норм. Вообще фильм больше про одиночество как в социуме так и в не его!
2) «Батарейка» (2012 года) – зашел и еще как! Особенно когда узнал, что его сняли за 15 дней и потратили на него 6000 $ – многим бы поучиться у создателей! Получилось такое зомби (мало встреч с ними было, но не в этом суть) роуд-муви по Новой Англии с отличным саундтреком!
Вот эти два фильма, возможно, Вам понравятся! По крайней мере оставят после себя приятные впечатления, именно как «творения» с небольшими бюджетами, интересной подачей и актерской игрой!

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

«Батарейка» вроде выглядит интересно, может гляну :) Про «Париж» видел трейлер, очень не понравился. Странноватое зрелище.

[Ответить]

JuLL отвечает:

«Париж» – отличный фильм про одиночество и не только. Французы как никто другой умеют снимать безнадёгу. Подозреваю, что в трейлер запихнули все «ужасы», что есть в фильме, но на самом деле это довольно медлительная драма. Мне такие нравятся)

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Под настроение гляну :)

[Ответить]

Minority report отвечает:

Выслушала сегодня после просмотра фильма от подруги за своё «неправильное» мнение. Возможно и притянуто за уши, но каким образом эти монстры не натыкались на предметы при ходьбе, если ориентировались только на звук? Или до меня что-то плохо доходит? Подруга начала «дорисовывать» смысла фильму, дескать они воспринимают все по принципу летучей мыши. Но тогда они бы «видели» движущиеся предметы и хватали бы людей при попытке сбежать? С биением сердца хороший аргумент. Или я слишком глубоко копаю и стоит просто остановится на очевидных ляпах этого фильма?

Полностью согласна, что отсутствуют и драматургия и раскрытие персонажей их мотивацией. Этот фильм просто на подсознательном уровне вызывает во мне бунт. Я не могу, порою, осознанно аргументировать, чем же фильм мне не угодил.

Спасибо, Мейн Хаус, за Ваше мнение. Хоть уснуть сегодня с меньшим возмущением смогу :)

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Всегда пожалуйста:)

[Ответить]

Maximus
29.06.2018 @ 9:33

Джон Красински не умеет в ужасы.Eму в «Oфисах» надо оставаться.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

«Офис» только британский видел :)

[Ответить]

mimoprohodil
29.06.2018 @ 10:42

Знаете, кого мне напоминают здешние пришельцы? Урсов из фильма После нашей эры. Те тоже слепые как кроты, реагируют на малейшие звуки и чувствуют присутствие человека за счет его страха. Те же машины убийства без проблеска интеллекта. И я даже имею представление о том, какая могла быть предыстория у Тихого места.
А она такая же как в том фильме: высокоразвитая раса инопланетян отправляют на Землю десант кровожадных и смертоносных, но тупых и слепых пришельцев для дальнейшего истребления человечества. Это тупо смотрелось там, тупо смотрелось бы и здесь, но сценаристы спохватились и убрали всю предысторию к чертям собачьим.

Помимо вышеупомянутых Мейном косяков от себя хотелось бы добавить еще пару пунктов:
1) Завоевание пришельцами нашей планеты не выдерживает никакой критики. У человечества в распоряжении куча арсенала военной техники, танки, самолеты, авиация, ракеты, ядерные бомбы, в конце концов. И хотите сказать, что люди этим не воспользовались, просто потому что пришельцы всех истребили? Камон, не верится. В первые дни, недели, месяцы профессора, ученые, солдаты мигом догадались бы, что они реагируют на звуки, но ни черта не видят. Умные шишки изобрели бы различные приманки, ловушки, биологическое оружие. Человечество, разумеется, понесло бы колоссальные потери, но не настолько, чтобы полностью исчезнуть как вид.
2) Местные пришельцы реагируют на малейший звук за несколько километров от предполагаемой цели, но при этом не могут услышать сердцебиение человека в нескольких сантиметрах перед собой, от страха сердце бы бешено колотилось и пришелец бы это почувствовал (сцена в подвале). И таких косяков полно.
3) «Чувак за год (!) даже не нашел времени, чтобы сказать дочке, что любит её и не винит в гибели сына.» А то, что он оставил батарейки рядом с сыном и даже не удосужился их выбросить куда нибудь подальше, прекрасно зная, что он может не послушаться тебя – в смерти сына виноват отец был не меньше, чем дочь.

Вот за что мне нравится Мейн – в любом фильме найдет косяки, в любом фильме докопается до логики, предоставив убедительные аргументы, в любом фильме отыщет то, чего не смогут найти другие.

Две подряд отрицательные рецензии на новинки – специально подбираете то, за что можно поругать фильмы после положительных ретро-рецензий?

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Нет :) Просто сильные отрицательные и положительные истории мотивируют проще, чем отсутствие сильных впечатлений. Так что это просто так совпало – на самом деле я не планирую часто такие спойлерные обзоры часто делать. Дальше будет как обычно, для тех кто фильм не видел :)
А в «Тихом месте» просто ужасно в плане деталей. Как ТАКИЕ пришельцы могли уничтожить армию – я не представляю.

[Ответить]

Костоправ
29.06.2018 @ 22:35

Вот, а что я говорила, я вообще досмотреть не смогла нормально. Уже с середины стала проматывать, большей нудятины не видела.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Это да, фильм вдобавок и очень скучный :)

[Ответить]

JuLL отвечает:

Зато немногословный)

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Сомнительное достоинство :)

[Ответить]

Зинаида
30.06.2018 @ 4:10

Спасибо Мэйн!Столько лет, и все время в точку, принципиальный(придурок, не на что не подписываюсь).Твоё мнение всегда интересно. Ещё раз спасибо!

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Всегда пожалуйста :)

[Ответить]

sashko’e
01.07.2018 @ 1:25

Чем больше я смотрю кассово успешные новинки, тем больше понимаю, что ничего не понимаю. Фильм откровенная серость же, способная напугать разве что ребенка-дошкольника. Но откуда столько положительных рецензий от рядовых зрителей я просто понять не могу. Ладно в «Форме воды» были и атмосфера и видеоряд и музыка, не говоря уже об актерах; в «Первом игроке» – тысяча и одна отсылка к культуре гиков; но здесь-то что? Что сверх неплохих актеров может предложить сия прэлэсть? Простор для поисков глубинных смыслов? Тренировка логического мышления в игре «Исправь косяк сценариста»? Я себя заставила просмотреть всё от начала до конца, но ответа так и не нашла.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Сложно сказать :) Может быть правильное продвижение, не знаю. Есть даже слух, что это кино буду проталкивать на оскар. Что, конечно, позор полнейший.

[Ответить]

Беата
03.07.2018 @ 23:33

«нельзя есть селёдку с молоко» )))))

[Ответить]

IceB
05.07.2018 @ 1:05

Да, если смотреть фильм, обдумывая всю глупость, происходящую на экране, впечатления будут не лучшими. С другой стороны, если абстрагироваться от этого, напряжение во второй половине можно нарезать на ломтики, ибо, как Мейн и написал, снято и сыграно все на уровне.А если существуют на свете умные ужастики, то их немногочиленное представительство уместиться на пальцах одной руки. Ведь даже в одном из лучших представителей хорроров, «Хижине в Лесу», удачно стебут все эти стереотипы поведения )

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Дело, имхо, не в стереотипах поведения, а скорее в неспособности режиссёров к логическому мышлению. Они мало того, что нарушают правила, которые сами же и придумали, так ещё и идут против элементарной бытовой логики. Ну то есть когда у них кукуруза в зависимости от ситуации, ведёт себя то как твердое тело, то как жидкость – это убивает всякое напряжение.

[Ответить]

Sqvoll
19.07.2018 @ 17:55

Почему если фильм вам нравится, вы готовы закрывать глаза на все его ляпы, а если нет — так обязательно надо выискивать в нём недостатки? Например, «Начало» кишит условностями и допущениями так же, как и «Тихое место», но почему-то фильм Нолана входит в Топ-25 этого сайта.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Никогда не понимал, как нужно правильно отвечать на такие комментарии и какого ответа от меня в принципе ждут :) Поэтому давайте так – я набросаю несколько кратких вариантов ответа, а вы сами выберите какой вам больше нравится:
1. Потому что я идиот и ничего не понимаю в кино
2. Потому что жизнь в принципе несправедлива
3. Потому что я всего лишь человек, и у меня есть свои пристрастия
4. Потому что не существует объективных критериев для оценки произведений искусства
5. Потому что ляпы ляпам – рознь.
6. Потому что у всех людей разный порог терпимости к сюжетным условностям.
7. Потому что гладиолус
8. Потому что!

[Ответить]

Kerrazzy отвечает:

4. Это само собой. Но ваши субъективные критерии разнятся от фильма к фильму.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Это могло бы быть правдой, страдай я расщеплением личности. В принципе, и такой вариант возможен, но вряд ли :)

[Ответить]

Kerrazzy
24.04.2020 @ 14:11

Добавить комментарий

 
Опрос недели

Оскар смотрели?

Загрузка ... Загрузка ...

Кинотом: Киноблог с характером

Рецензии на свежие фильмы плюс новости из мира кино в авторской подаче.

Статьи, опубликованные в этом блоге, принадлежат нам. Все права защищены, охраняются, ну и всё в таком духе. Если хочешь выложить какой-нибудь из наших текстов у себя на сайте - выкладывай на здоровье, но не забудь поставить открытую ссылочку на kinotom.com. А если не поставишь - будешь последней редиской и вообще нехорошим человеком.