Добавлено: 17.07.201813:33

Суспирия (Suspiria)

Рецензия на фильм

Суспирия (Suspiria)

Мало кто знает, но в шестидесятых и семидесятых годах прошлого века одной из главных съёмочных площадок в Европе и кузницей киношных инноваций была Италия. Местный кинематограф развивался просто взрывными темпами, клепая фильмы на экспорт и активно экспериментируя с формой и жанрами. Именно в эту пору зажглись многие итальянские звёзды с мировым именем (тот же Феллини), но что особенно важно – итальянские эксперименты дали жизнь целым новым жанрам, вроде спагетти-вестерна или джиалло.

Но особенный ренессанс испытывали в ту пору фильмы ужасов.

Семена хоррора, упав на плодородную итальянскую землю, дали совершенно необычные всходы – в Голливуде такое вообще не произрастало. И можно вспомнить огромное количество культовых режиссёров и культовых ужастиков, которые во многом и сформировали современное лицо жанра. И одним из таких хорроров безусловно является «Суспирия» за авторством небезызвестного Дарио Ардженто.

Спагетти-хоррор

Суспирия (Suspiria)

Сразу нужно сказать, что у меня довольно смешанное впечатление, как о «Суспирии», так и о творческих талантах самого Дарио Ардженто. При всём своём энтузиазме и фанатичной увлеченности, этот постановщик обладает весьма странными вкусами и сомнительными режиссёрскими навыками. У Ардженто отвратительно играют актёры, все его постановки неизменно похожи на какой-то очень любительский театр, он очень склонен к китчу и фиглярству, а уж способностей рассказчика у него вообще нет, имхо.

Тем не менее в 1977 году видимо звёзды сошлись в небе над Италией, в четверг пошел дождь, в лесу что-то сдохло, а на горе кто-то засвистел, потому что Ардженто вдруг снял «Суспирию», где все недостатки его режиссёрского стиля вдруг обратились достоинствами, а само кино получилось таким странным, вычурным и эстетичным, что мгновенно стало культовым. В этом году готовится его голливудский ремейк, так что я решил пересмотреть «Суспирию» на свежую голову и поделиться кое-какими мыслями.

Суспирия (Suspiria)

Первое, что бросается в глаза – это невероятно яркий и нарочито цветастый стиль картины – просто посмотрите на скриншоты к этому обзору и всё станет понятным.

Издавна почему-то бытует мнение, что фильмы ужасов должны быть блеклыми и чуть ли не монохромными, типа это идеальная гамма для хоррора. Выгоревшие, мрачные и болотные цвета, различные оттенки тлена и ржавчины, а также депрессивная сине-зелёная гамма – вот цвета современных ужасов. И под стать этому подбирается и весь остальной видеоряд – хоррор выбирает для себя заброшенные и уничтоженные локации, всякие старые дома, пыльные подвалы и тёмные катакомбы, затянутые паутиной чердаки и грязные, подёрнутые туманом улицы. И мы к этому настолько привыкли, что воспринимаем как данное. И даже ремейк «Суспирии», судя по тизеру, снят именно в таком стиле.

Но Ардженто полностью отрицает эту концепцию, причем отрицает весьма успешно. Оригинальная «Суспирия» – это невообразимо красочное кино. Сейчас бы его назвали «неоновым», но на самом деле «Суспирия» в разы экспрессивнее работает с цветом, чем какой-нибудь Рефн. Фильм расцвечен красно-сине-фиолетовыми цветами, которые психоделически смешиваются и режут кадр на части. Да и само действие разворачивается не на каких-то задворках, а в итальянской балетной школе, посреди сумасшедших интерьеров в стиле ар-деко – с геометрическими узорами на стенах, ломанными, будто ступенчатыми формами, цветными витражами и вездесущими зеркалами.

Конечно, визуальный стиль «Суспирии» может отпугнуть или отвратить своей крикливой, воистину попугайной раскраской, но можно сказать одно – если вы видели этот фильм, то вряд ли его забудете. Он просто не похож ни на что другое.

Суспирия (Suspiria)

То же самое касается звука – саундтрек крайне экстравагантен. И насчет него у меня тоже двойственное ощущение. С одной стороны – мне дико нравится главная музыкальная тема картины. Она волнующая, сказочная, безумно прекрасная. Но в то же время, когда начинается смертоубийство, саундтрек превращается в совершенно идиотскую какофонию из громких звуков, как будто кого-то насилуют прямо на барабанной установке. Некоторым зрителям это страшно нравится, но подобная грубость не для моих ушей – при просмотре даже приходилось делать звук потише, когда начинался «экшен».

Что до сюжета и хоррор-элементов, то здесь Ардженто мало чем удивляет – его кино до одури простое и на удивление бессвязное. Если с холодной головой разложить весь фильм по полочкам, то можно легко заметить, что отдельные сюжетные ветки в картине просто не нужны – они никак не развиваются и ничем не заканчиваются. Они присутствуют в фильме, чтобы добавлять ему хронометража и загадочности. Частично это работает, но только частично.

Впрочем, есть в «Суспирии» и отличные моменты – в частности, хорошо использован типичный для жанра mystery сюжетный ход, когда главный герой (а вместе с ним и зрители) внезапно становится свидетелем неких событий, полного смысла которых он не понимает, но впоследствии этот момент является ключом к решению загадки. Ардженто использовал этот прием в своей дебютной «Птице с хрустальным оперением», применяет он его и здесь. Это интересно.

Суспирия (Suspiria)

Но именно в плане хоррора фильм, пожалуй, устарел больше всего. Вам может понравиться и визуал, и звук, и сюжет, и подчеркнуто нереалистичная игра симпатичных актрис, но скорее всего «Суспирия» не испугает вас ни на одну секунду. Кривляния некоторых девушек в «страшных» сценах могут вызвать скорее смех (просто пересмотрите момент первого убийства, когда жертву припечатывают к стеклу – по современным меркам это выглядит исключительно пародийной сценкой), кроме того бросается в глаза абсолютная дешевизна спецэффектов и недостоверность (даже нелепость) всей жести. Малиновая, похожая на краску кровь сегодня скорее улыбает, чем пугает. Но что поделать – время разрушает всё.

В целом же «Суспирию» вполне можно рекомендовать к просмотру фанатам ужасов. И пускай это очень странное, заметно устаревшее кино, и сегодняшний зритель его скорее возненавидит, чем полюбит, но в то же время это очень увлекательный эксперимент с формой. Эксперимент очень важный, ломающий шаблоны и доказывающий, что хорроры не обязательно должны быть угрюмыми. «Суспирия» – это один из столпов жанра, и хотя удовольствия от знакомства с картиной никто не гарантирует, пропустить её было бы ошибкой.

Рецензент: Мейн Хаус

Суспирия (Suspiria)

Помочь блогу Кинотом

Смотри также:

Комментарии (17)»

По-моему, Ардженто – трэшедел на одном уровне со своим приятелем Ромеро. Культовый статус, стабильно поддерживаемый фанатами, основанный ни на чем – на одной-двух ранних удачах в начале пути. Последние работы наглядно демонстрируют истинную «ценность» их кинематографического наследия (чего стоит только «Мать слез» или «Дракула 3D»).
Имхо, но человек, умудрившийся снять такое чудовищное полотно как «Мать слез», при наличии хотя бы малейших зачатков совести, должен немедленно выходить в окно.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Частично согласен (насчет Ромеро – так полностью:) Но, как я и заметил в обзоре, иногда звёзды сходятся правильным образом, и даже у трэшеделов получается создать нечто новое – чисто на энтузиазме, удачной находке или просто везении. Ромеро придумал зомби в их современном виде. Ардженто создал «Суспирию» и несколько других удачных картин. Но да – их последние фильмы смотреть невозможно, у того же Ардженто я «Призрака оперы» даже не досмотрел, настолько было нудно.

[Ответить]

LoStraniero
17.07.2018 @ 14:14

В тему:
https://youtu.be/k8titbg1RF8

[Ответить]

Конаник
18.07.2018 @ 19:34

Да уж, после упоминания звукового сопровождения этого фильма меня аж передёргивает. Приходилось смотреть в наушниках, держа при этом пальцы на рычажке громкости. Пожалуй, более отвратительного саундтрека не слыхал (попса не в счёт).

[Ответить]

morf
19.07.2018 @ 12:44

Эээх, художественные эстетские ужастики, вымерший жанр :) Со времен Сайлент Хилла и фильмов Дел Торо ничего такого не выходило, а жаль. Суспирия, разумеется, чрезвычайно удачна, но улучшать ее есть где, поэтому на ремейк большие надежды. Не удивлюсь, если в главной роли будет Эль Фаннинг.

[Ответить]

Sqvoll отвечает:

Дакота Джонсон >_<

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Сам в шоке :)

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Ремейк выглядит вообще другим фильмом. Посмотрим, конечно, что получится. но сложно сказать, чего от него ждать :)

[Ответить]

Sqvoll отвечает:

А что по поводу эстетских хорроров ? То есть таких, с ярко выраженным стилем. Есть у тебя в закромах такие, если не брать классику ?

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Ну, «Сайлент» не упоминаю :)
Лично мне дико нравится американский «Звонок».
«Антихрист» ещё.
Очень хорош в плане стиля «Лекарство от здоровья», но сам фильм ужасен :)
Очень красива «Мертвая тишина» от Вана.
«Мимик» и «Багровый Пик» от Дель Торо.
Больше сложно что-то вспомнить :)

[Ответить]

Sqvoll отвечает:

«Антихрист» вроде ближе к психологическому триллеру, тогда и «Семь» можно к хоррорам отнести. Но я не смотрел:) Надо исправить.
«Лекарство..» после твоей рецы не стал смотреть, да и тема триллеров про дурку для меня закрыта после «Острова Проклятых».
«Мертвая Тишина» – о да, лучший фильм Вана )
С Дель Торо все понятно, у него и ужасы, и блокбастеры совершенно особенные )

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

«Лекарство» смотреть дико скучно, но до чего же красиво снято :)

[Ответить]

Sqvoll
19.07.2018 @ 17:58

В тему эстетских хорроров. Мейн, посмотри Replace. Занятный хоррор с твоей любимой «неоновой» атмосферой и классным саундтреком)

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Рейтинг подозрительно низкий :)

[Ответить]

JuLL
22.07.2018 @ 23:13

Внезапно:
https://youtu.be/mBxixqpzZFE

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

А почему внезапно? Я этот трейлер в рецензии упоминал :)

[Ответить]

Конаник отвечает:

>А почему внезапно?
На русском только сегодня появился.

[Ответить]

Конаник
23.07.2018 @ 14:30

Добавить комментарий

 
Опрос недели

Вам интересны обзоры на старые, классические фильмы?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Кинотом: Киноблог с характером

Рецензии на свежие фильмы плюс новости из мира кино в авторской подаче.

Статьи, опубликованные в этом блоге, принадлежат нам. Все права защищены, охраняются, ну и всё в таком духе. Если хочешь выложить какой-нибудь из наших текстов у себя на сайте - выкладывай на здоровье, но не забудь поставить открытую ссылочку на kinotom.com. А если не поставишь - будешь последней редиской и вообще нехорошим человеком.