Добавлено: 26.06.201815:03

С широко закрытыми глазами (1999)

Рецензия на фильм

С широко закрытыми глазами (Eyes wide shot)

Стэнли Кубрика лично я причисляю к тем немногим режиссёрам, чьё творчество мне не очень нравится, но которых безмерно уважаю. Ведь и правда – из всех его фильмов  я беззаветно люблю лишь «Цельнометаллическую оболочку». К остальным картинам практически равнодушен.

Но в то же время отрицать колоссального влияния Кубрика на кинематограф просто невозможно. Он уникум. Он работал практически во всех жанрах (пеплум, ужасы, военная драма, научная фантастика, сатирическая комедия, антиутопия) – и везде добился феноменального успеха. Его фильмы цитируются и почитаются до сих пор, почти все они стали либо культовыми, либо выдающимися иконами жанра.

Да и сам творческий метод режиссёра достоин лишь восхищения – все его фильмы исполнены на высочайшем техническом уровне, в них продумано абсолютно всё, а уж подход к деталям – чисто перфекционизм.

Но есть у Кубрика один фильм – самый последний – который в своё время не понравился мне чуть ли не больше всех остальных. Речь идёт о картине «С широко закрытыми глазами», до чьей премьеры сам автор не дожил всего пару месяцев. Я посмотрел это кино практически в год его выхода, и оно показалось мне страшной мутью – ни обворожительная Николь Кидман, ни внушительное количество обнаженки не смогли спасти фильм в моих глазах.

Но это и понятно – я ещё был подростком, и предпочитал смотреть несколько иные картины. А «Глаза» – кино явно не для подрастающего поколения. Это фильм с полностью взрослым содержанием, смыслом и подтекстом. И для его понимания нужен некоторый специфичный опыт.

И вот со временем мне захотелось пересмотреть это странное кино, которое я уже практически не помнил. И на сей раз оно зашло как нужно.

Eyes wide shut

С широко закрытыми глазами (Eyes wide shot)

Надо сразу предупредить, что «Глаза» – фильм исключительно на любителя. Кубрик всегда снимал без оглядок на вкусы широкой аудитории, а уж конкретно в Eyes wide shut достиг новых вершин артхаусности. Кино получилось медлительным и тягучим, местами вычурным и даже неестественным. Иногда «Глаза» веселят до икоты, а иногда – до икоты же пугают. Более маниакально-депрессивное кино ещё нужно поискать.

И уж конечно фильм чрезвычайно запутан. Не настолько, как картины Дэвида Линча (чье творчество Кубрик обожал), тем не менее лента достаточно странная, чтобы отнести её к фильмам-головоломкам. Споры о том, какая часть «Глаз» является сном, а какая – бодрствованием не утихают по сей день, и никакого консенсуса обзорщики нащупать не могут.

Так о чем же вообще фильм? Пересказать сюжет достаточно сложно, да и не особо нужно. Можно лишь отметить, что «Глаза» рассказывают историю богатой семейной пары, чьи отношения внезапно оказываются не настолько прочными, как им казалось. Однажды после вечеринки жена (Кидман) рассказывает мужу (Том Круз) о том, как едва не изменила ему на курорте, и это откровение заставляет благоверного напрячься. Слова жены явно уязвили его, и с этого момента он начинает попадать в необычные, а порой и сюрреалистичные ситуации, связанные с женщинами и различными аспектами проявления сексуальности… То ли всё происходит в реальности, то ли во сне, то ли весь фильм это некая метафора глубокого самоанализа – неясно.

С широко закрытыми глазами (Eyes wide shot)

После выхода «Глаз» Кубрика в чем только не обвиняли  – во фрейдизме, в порнографии, в связи с масонами и прочем бреде. Самому Кубрику было уже всё равно, но вокруг картины поднялась совершенно нездоровая шумиха. Но на самом деле фильм не настолько сложный  и скандальный, как может показаться. Другое дело, что он требует от зрителя определенных усилий, чтобы его понять.

Это отнюдь не то кино, чей смысл угадывается на уровне эмоций и ощущений. Как я уже говорил, в один момент «Глаза» смешные, а через пять минут – страшные и неуютные. И уж точно тут никто ничего не разжевывает. Понять, что же хотел сказать режиссёр можно лишь путём вдумчивого анализа и размышлений, да и то – у двух людей есть шансы придти к прямо противоположным выводам.

Кому-то понравится такой подход, кому-то нет – и это здорово.

И опять же – снято как всегда отлично. Кубрик шикарно работает с деталями, с цветом, с операторской работой, со звуком, и в итоге блестяще создает нужное настроение. За «Глазами» очень интересно наблюдать и с точки зрения киноискусства: смотреть, как сделана та или иная сцена, и понимать, как она работает.

В общем, насмотренным людям «Глаза» предлагают особый вид удовольствия. Однако случайного зрителя такой подход вполне может и отпугнуть – сужу по личному опыту.

С широко закрытыми глазами (Eyes wide shot)

Кому же в итоге можно рекомендовать «Глаза»? Фильм зайдёт, если в кино вы любите глубокий психологизм, головоломки, нестандартную подачу сюжета, эротику, открытые финалы и густую атмосферу тайны.

Любителям же упорядоченных сюжетов, высокой динамики и ответов на все вопросы лучше поискать другое кино. И другого режиссёра, если уж на то пошло.

Сам же я оценку картине не поставлю. «Глаза» я пересмотрел с большим удовольствием и получил массу впечатлений, но даже не буду утверждать, что до конца понял задумку Кубрика. Некоторые его намёки вполне ясны, другие сюжетные линии пока что погружены в туман, но я точно знаю, что под соответствующее настроение обязательно посмотрю фильм и в третий раз. «Глаза» вполне этого достойны.

Это отличное произведение, созданное большим мастером своего дела.

Образцовый артхаус.

Рецензент: Мейн Хаус

С широко закрытыми глазами (Eyes wide shot)

Помочь блогу Кинотом

Смотри также:

Комментарии (13)»

Мейн, а ваше видение фильма расскажете? Я обожаю это кино за его атмосферу, просмотрел 4 раза, но так ниуя и не понял….

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Ну… в принципе могу.
В общем, фильм, разумеется, повествует о супружеской верности и, скажем так, тайных пороках. Муж выступает как носитель высоких идеалов, а жена – как более приземленная личность, имеющая тайные страсти. И вот после вечеринки жена рассказывает мужу, мол она не такая добродетельная, как ему кажется. И сеет в мужчине зерно сомнения. Фантазии об измене жены не отпускают героя, он постоянно об этом думает.
Собственно, с этого момента фильм ломается. Картина даже начинает выглядеть по-другому – окна подсвечиваются кислотным синим цветом, персонажи ведут себя странно. Муж начинает видеть во всех встречных женщинах, которые раньше вели себя прилично (дочка пациента, например), довольно развратных существ. Все женщины (и некоторые мужчины) начинают в буквальном смысле вешаться на него, пытаясь соблазнить. Мужа даже мучают сомнения в собственной мужественности – в частности забавен эпизод, как бригада гопников обзывают его педиком и всячески унижают. Можно, кстати, предположить, что он начинает видеть во всех встречных женщинах эдакие отражения своей жены – все женщины в фильме немного похожи, все со светло-рыжими волосами, как у Николь Кидман :)
Собственно, всё это символизирует собой эдакий глубокий внутренний самоанализ. Герой обращает внимание на тайную изнанку мира, и она тут же являет себя во всей красе. Но герой по-прежнему верен своим убеждениям – он даже с проституткой спать не стал, сохранив верность жене, и (как выяснилось) это уберегло его от смертельной болезни. Т.е. убеждения и принципы героя как бы оберегают его от опасности.
Но в конце концов герой попадает в замок, который, видимо, символизирует собой чистое подсознание – лимб, как у Нолана. Женщины и мужчины там лишены лиц и творят всякие непотребства. Но даже тут герой лишь наблюдает, не решаясь на нарушение собственных убеждений.
Но после эпизода в замке и рассказа жены о кошмарном сне фильм опять ломается. Герой уже становится активным – сам идёт к проститутке, начинает докапываться до правды. Он обнаруживает что маска пропала. Т.е он изменился, с него как бы сползла маска, которую он давно носил, отрицая свои порочные желания. И в итоге он, собственно, и признается жене, что у него тоже есть тайные страсти. Т.е. герой прошел путь от отрицания собственных страстей к признанию и принятию их.
При этом ничто вообще не мешает считать все эпизоды фильма стопроцентной реальностью, и фильм тогда превращается в эдакий недотриллер про тайное общество :)
Но вообще, если смотреть кино на английском, там масса интересных фразочек и намёков. Например, героя зовут Билл, но в английском языке это слово имеет много значений, и они обыгрываются в сюжете. Вроде того, когда герой возвращает костюм и обнаруживает отсутствие маски, он говорит продавцу «put it on the bill», что можно перевести, как «включите её в счёт» или «наденьте её на Билла» :) Или перед замком Билл рвёт стодолларовую бумажку перед таксистом, а ведь банкнота на английском тоже dollar bill :) Т.е. герой как бы расщепляется на две половинки.
Конечно, в фильме есть несколько непонятных для меня сцен, и не вся символика поддается однозначному толкованию. Хотя некоторые темы и прозрачны – типа сквозное противостояние символов рождества (непорочность) и чисто сатанинских штук, вроде пентаграмм, красного цвета etc. И в самом конце, вернувшись домой, герой отключает веселенькую рождественскую гирлянду, как бы подавляя в себе светлую сторону.
В общем, как-то так я всё это вижу :)

[Ответить]

Михаил
26.06.2018 @ 18:12

Девушка на третьей картинке аномально похожа на одну мою знакомую. Не знаю, почему мне надо было это написать.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Это Лили Собески. Да, я знаю, что меня никто не спрашивал, но тем не менее :)

[Ответить]

Логик 99урв. отвечает:

1. Li Ar считает, что Лили Собески похожа на его знакомую.
2. Лили Собески на фото с Томом Крузом.
3. Li Ar = Том Круз?

[Ответить]

Li Ar отвечает:

Хорошая попытка, но нет. И да – вы не логик, вы софистик :) Но действительно похожа. Это хорошо.

[Ответить]

Том Круз отвечает:

Подтверждаю.

[Ответить]

Li Ar
26.06.2018 @ 19:24

Мейн как обычно копнул в такие ебеня психологизма, что впору вызывать бригаду сексологов-психиаторов. Имхо история проста как три копейки. Всё что происходит на экране – экранизация типичной истории мужчины, который, узнав о возможной измене жены (причём от неё самой), неожиданно раскрывает в себе скрытые сексуальные желания. В частности возбуждение от идеи МЖМ, при этом пытаясь попробовать себя в варианте измены, но сдаваясь в плен своим тайным сладострастным мечтам. Замок свингеров, вечеринка богатеев – всё это самая обычная история представителя хай мидл класса, когда человек просто говорит себе «да».

Кубрик просто всё это очень красиво подал.
Что до меня, то я получал особое удовольствие в юности от созерцания голой Николь Кидман.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Ну… я всё-таки склоняюсь к психологическим ебеням :)

[Ответить]

Я
26.06.2018 @ 22:37

Когда-то , очень давно , я написал про этот фильм как один из моих любимых , в рубрике посоветуйте фильм. Тогда мейн еще говорил что фильм он видел давно и он ему не очень понравился. Но я рад , что мнение у мейна изменилось и что теперь могу читать на него рецензию , так как уже много лет этот фильм у меня в личном топе на 1 месте!)) Спасибо за рецензию и мысли в комментариях.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

В 14 лет такое кино, конечно, сложно оценить по достоинству :) Потому и пересмотрел.

[Ответить]

Drweber
27.06.2018 @ 11:54

Мейн, заинтриговал личным «специфическим опытом»….))

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

В масонских ложах не состоял, говорю сразу :)

[Ответить]

Шур
30.06.2018 @ 0:47

Добавить комментарий

 
Опрос недели

Вам интересны обзоры на старые, классические фильмы?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Кинотом: Киноблог с характером

Рецензии на свежие фильмы плюс новости из мира кино в авторской подаче.

Статьи, опубликованные в этом блоге, принадлежат нам. Все права защищены, охраняются, ну и всё в таком духе. Если хочешь выложить какой-нибудь из наших текстов у себя на сайте - выкладывай на здоровье, но не забудь поставить открытую ссылочку на kinotom.com. А если не поставишь - будешь последней редиской и вообще нехорошим человеком.