Добавлено: 15.12.201401:27

Исчезнувшая (Gone girl)

Рецензия на фильм

Исчезнувшая

Знаете, в чем разница между одаренными постановщиками и простыми ремесленниками от режиссуры? Возможно, моя мысль покажется спорной, однако я считаю, что размежевание проходит на уровне соблюдения правил. Ремесленник всегда делает кино по строгим лекалам и заведомо не способен создать ничего выдающегося – лишь неглубокое (но, возможно, качественное) развлекалово. Творец, в свою очередь, способен нарушать любые жанровые законы, выходить за рамки и придумывать новые правила игры. В случае успеха на свет появляются шедевры.
Лично у меня никогда не было сомнений, что Дэвид Финчер – один из самых одаренных современных режиссёров, и в этом году он блестяще подтвердил свой высокий статус.«Исчезнувшая» – это кино, построенное на сломе привычных шаблонов. В нём отчётливо ощутим лёгкий выход за рамки, изысканная манипуляция с жанровыми клише и прокладывание каких-то новых, ранее неизвестных сюжетных троп. Я не могу назвать фильм однозначным шедевром кинематографа (впрочем, время покажет), однако на сегодняшний день Gone Girl – одна из лучших картин этого года. И уж конечно это лучший фильм Финчера со времён «Бойцовского клуба».

Глава без спойлеров

Исчезнувшая

Постоянные читатели знают, как сильно меня иногда заносит в смаковании визуальной стороны обозреваемых картин. Что поделать – я люблю красивое кино. Но в случае «Исчезнувшей» всякие рассуждения о внешнем виде бессмысленны: Финчер – блестящий профессионал, и абсолютно все его фильмы выглядят как конфетки. К тому же в данном случае видеоряд несколько вторичен по отношению к более глубинным уровням картины – сюжету, психологизму и драме.
Да и вообще – хороший визуал легко подделать, а в Голливуде хвататет талантливых ребят, качественно снимающих «под Финчера» – посмотрите хотя бы прошлогодних Пленниц. Но вот содержание подделать невозможно – «Исчезнувшая» глубже и элегантнее рядового триллера, а её конкурентам остаётся глотать пыль на обочине истории.
Самое забавное, что хорошо закрученный сюжет превращает написание рецензии на «Исчезнувшую» в бессмысленное занятие – малейший спойлер легко способен испортить впечатление от этой истории. Без обсуждения персонажей и конкретных сюжетных перипетий о фильме нельзя сказать ничего, кроме пары общих фраз.
Исчезнувшая
Кино построено с чувством, с толком, расстановкой. «Исчезнувшая» – очень взрослое, умное кино, при этом очень своеобразное и разноплановое. Первый час я был уверен, что смотрю обыкновенный детективный триллер, наподобие тех же «Пленниц». Но в определенный момент  »Исчезнувшая» делает резкий кульбит и начинает гнать сюжет совсем в другом направлении. Этот эффект сравним лишь с детонацией бомбы, подорванной на час раньше срока. Обычно самые сладкие твисты режиссёры берегут для финала, но Финчер подрывает свой фугас пораньше. В результате я не могу точно сказать к какому жанру относится «Исчезнувшая» – взрыв всё перемешал. В фильме есть и детектив и триллер, и вполне жизненная драма, и трагичная любовная история. А сверху всё это заламинировано саваном из тонкой иронии, которая периодически выходит на первый план, вызывая нездоровые ухмылки и смешки. «Исчезнувшая» – фильм контрастов и противоречий, которые сочетаются друг с другом, словно инь и ян. Кино настолько мрачное, что иногда кажется смешным. Настолько нелепое, что становится до дрожи реалистичным. Взаимоисключающие параграфы во все поля.
Новое слово в триллерах? Не знаю. Очень даже может быть.
Это всё, что я могу сказать о фильме без спойлеров. Смотревших кино приглашаю в следующую главу.

Глава со спойлерами (осторожно!)

Исчезнувшая

Признаюсь честно – столь правдоподобного проникновения в голову психопата я не встречал в кино уже давно. И я знаю о чем говорю – есть у меня один знакомый с аналогичным психиатрическим отклонением, и образ в «Исчезнувшей» вполне стыкуется с моим реальным опытом. Если Розамунд Пайк не номинируют на Оскар – я расстроюсь. Если номинируют, но она не выиграет – расстроюсь вдвойне.
Господи, до чего же она хороша в роли пропавшей жены-психопатки! Пайк изумительно играет поехавшую тварь, чистый интеллект не обременённый эмоциями и сочувствием. От неё буквально веет холодом безумия. Браво, Финчер – ты нашел идеальную кандидатку на главную роль! При этом героиня вовсе не кажется плоским злодеем – как раз напротив, её история вызывает жгучий интерес. В какой именно момент жизни у Эми протекла крыша? Всегда ли она была такой? Какова роль родителей в появлении подобного монстра? И самое главное – что с ней будет дальше? «Исчезнувшая» завершается столь радикальной открытой концовкой, что Финчера хочется бить головой о стену, пока из его черепа не вытекут ответы.
Бен Аффлек, конечно, тоже неплохо сыграл (не бывает плохих актеров – есть плохие режиссеры), но Розамунд Пайк затмевает здесь всех и каждого. Божественна. Лучший злодей года. А то и нескольких последних лет.
Исчезнувшая
Кроме того очень забавно выглядят социальные комментарии насчет института современного брака. Брак (в интерпретации Финчера) – достаточно ужасное явление, бесконечная конфронтация и подавление партнерами друг друга. И дело даже не в том, что конкретно Аффлеку попалась сумасшедшая – вся «Исчезнувшая» целиком пропитана этой атмосферой. Атмосферой… неправильности, что ли? В фильме вообще не показано здоровых отношений, всё проникнуто упадком и опустошением, разочарованием, бесконечной ложью, которая наслаивается, скрещивается, растёт словно раковая опухоль, образуя мерзкое тесто, в котором вязнут и лжецы, и жертвы обмана. С финчеровской точкой зрения на брак можно не соглашаться, тем не менее он вполне имеет право озвучивать подобные мысли – тем более, что он делает это максимально эффектно, наглядно и занимательно.

Резюме (без спойлеров)

«Исчезнувшая» – отличное кино. Сильное, умное, профессиональное. Это кино для взрослых. Это кино про умных и для умных. Для максимальной оценки лично мне достаточно и этого. Но «Исчезнувшая» отнюдь не ограничивается перечисленными достоинствами – в этом фильме есть то, что принято называть характером. В нем есть поиск. Есть выход за рамки. И есть мысли, вложенные между кадров.
Как по мне – это серьёзная заявка на лучший фильм года. Слава Одину – теперь мне будет из чего выбирать.
Горячо рекомендую.

Рецензент: Мейн Хаус

Помочь блогу Кинотом

Смотри также:

Комментарии (41)»

Посмотрела только что…нет слов…меня чуть не колотит.
ЭТО ОХЕРИТЕЛЬНО.
Всё.
O___O

[Ответить]

Зинаида
15.12.2014 @ 2:57

Блин … Главу со спойлерами не стал читать =) Вчера предпочел досмотреть «Уравнителя» , на «Исчезнувшую» не хватило сил. Сегодня буду с чистой головой смотреть вечерком

PS: Вашингтон как всегда крут =) Уравнитель мне оч понравился (да все мы это видели и тд и тп) – лично я перематывал по нескольку раз диалоги, чтобы еще раз послушать КАК это было сказано =) А так в общем и целом фильм на 9-ку )

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Оу, «Уравнитель» уже вышел в качестве? Нужно будет глянуть – триллеры с Вашингтоном всегда хорошо идут под пиво :) Ну и к Вашингтону ещё и Хлоя – бонусом :)

[Ответить]

Die_Hard
15.12.2014 @ 3:46

С рецензий согласен на все 100%. По мне – лучший фильм года.
После просмотра дал себе клятву что в случае если Пайк не будет номинирована на Оскар, я объявляю академикам бойкот. Так-то(((

[Ответить]

Макулев отвечает:

Пайк будет номинирована, но Оскар ей не дадут.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Посмотрим :)

[Ответить]

Макулев отвечает:

Ну вообще она довольно средняя актриса. Это фактически первый фильм, в котором она действительно произвела впечатление. Конечно повезло с персонажем и режиссером. Такие роли выпадают пару раз в карьере.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Я бы сказал не средняя, но специфическая. Эдакая прохладная англичанка, коей она и является :) Не все роли ей подходят. Зато в «Переломе», помню, хорошо сыграла – оттуда её и запомнил.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Академики такие академики. По-моему там уже давно всё решается броском кубиков. Логически понять некоторые решения оскаровского комитета просто невозможно.

[Ответить]

Анонимно
15.12.2014 @ 8:21

Во время просмотра фильма я ухахатывался нереально. Финчер снял чернейшую глуповатую комедию, от которой нереалистичность и нерящливость так и хлещут с экрана. Большое спасибо Глинн за весело проведённые два часа.

[Ответить]

GlitchMob
15.12.2014 @ 10:48

Вообще писать о фильм очень трудно, чтобы не скатиться в спойлер, скажу одно, фильм хорош ещё тем, что там нет белых и пушистых, и муж и жена друг друга стОят. И да, Пайк была на высоте, но и Бен тоже отлично сыграл, это нам кажется, что он такой как варёный весь фильм, просто роль такая, в книге там муж такой же ходит как пришибленный от части в шоке от части спокойный (сами знаете почему). Вообще Финчер здорово придумал целый 2 финта в фильме, первый я ожидала, второй удивил.:))

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Да уж, Финчер Аффлеку здорово подсобил – акции последнего явно взлетели до небес. Вообще, прогресс Аффлека поражает – сперва доказал всем, что он крутейший режиссер, а теперь выправил ситуацию и на актерском поприще. Уважаю.
P.S. Недавно услышал одну байку, мол во время съёмок «Армагеддона» Аффлек подошел к Майклу Бэю и на полном серьезе поинтересовался нафига посылать в космос команду бурильщиков, если можно просто научить астронавтов бурить? Майкл Бэй послал его на хер :)

[Ответить]

Зинаида
15.12.2014 @ 15:04

СПОЙЛЕР, проясните момент, когда жена обмазалась вином и пошла на камеру драму разводить, к чему это было? типо что её до крови насиловали?

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Ну хоть какие-то доказательства насилия нужно было предъявить.

[Ответить]

jasonlost
15.12.2014 @ 17:57

Первый твист, хоть и удивил, но был вполне ожидаем, хотя я удивлялся, что оказывается прошел лишь час, ибо в ином случае его бы в концовку впихнули. Но то, что было потом до самого финала, БЛ*, от разрыва шаблона и моего бедного сознания, я реально оху*вал до самого конца. ФИНЧЕР ТЫ БОГ!
П.С. Бен фактически переродился в 2005, тогда у него надолго залипла репутация одного из главных лузеров на Фабрике грез, он начал все по-новому: женился, заимел семью, сыграл (имхо) лучшую свою роль (Голливудленд, рекомендую кстати, если не смотрели, кино не знамо сильное, но Бен сыграл на отлично) и потом взялся за камеру и сказал всем «Прощай, детка, прощай». Вот это точно реально второе рождение)

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Голливудленд, кстати, не видел – нужно будет посмотреть при случае :) Хотя Аффлек мне всё равно больше нравится, как режиссёр.

[Ответить]

Jokester
16.12.2014 @ 17:29

Спасибо за прекрасную рецензию Мейн.
Вы глубоко передали размышления во время просмотра и тонко подмешали чувственную составляющую.
Очень понравилась, как и сама лента.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Всегда пожалуйста :)

[Ответить]

qventin.paranoid
16.12.2014 @ 17:49

Кто ни будь разьясните правильно я понял что она хотела слить бабу с которой познакомилась когда жила в отеле? Или это вообще ни о чем все было? и ее так наивно обокрали… как такая умная чувиха так опростоволосилась?

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

А это, имхо, один из тех забавных моментов, которые делают «Исчезнувшую» с одной стороны очень нелепой, а с другой стороны – очень жизненной :) Когда ты вроде всё спланировал, учел все мелочи, а у тебя внезапно отжимает бабки какая-то гопота, вынуждая задействовать план Б. Я смеялся в голос :)

[Ответить]

Лида Кл
21.12.2014 @ 16:02

ясное, а то из-за повышенного пиара женщины как экстра умной, мне не поверилось в сам факт такой оплошности, мне почему то показалось что она планировала эту девчонку вместо себя в омут слить, что бы инстинировать смерть до конца, но не удалось

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Это скорее шутка из разряда тарантиновских – навроде той, где Винсент в «Чтиве» случайно простреливает голову негру, и эта случайность порождает совершенно независимое сюжетное ответвление :)

[Ответить]

Лида Кл
21.12.2014 @ 16:46

Мне понравилось и кино, и книга. Причём фильм я смотрела до, и реально офигевала всю вторую его часть.

Книгу решила почитать, в надежде на другой финал. Думала, может в книге её всё-таки посадят? так я рассчитывала на эту бабу-следователя… но ни фига ((

Судя по книге, Эми была сумашедшей всегда, не было никакой травмы или чего-то такого. Просто уродилась такая…

Пару дней меня занимала другая мысль: ну неужели у мужа действительно нет шансов от неё свалить (кроме как убить себя, или убить её и сесть за это в тюрьму)? неужели выхода нет?.. не знаю, смог бы он инсценировать уже свою смерть, и удалось бы уже ему скрыться от неё? или там, установить втихаря скрытые камеры везде в доме и накопить на нее компромат, что она вовсе не белая и пушистая… Как бы ты спасался, Мейн? )))

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Вопрос неожиданный :))
Главная проблема не в том, как уйти – в конце концов Аффлеку ничего особо не угрожало в физическом смысле. Проблема в ребенке. Он же остался именно из-за него. В концовке он сестре так и говорит.
Ну… выхода особо никакого нет. Убить невозможно. Правде – не поверят без доказательств. Уйти… не этично.
В общем, я бы точно не стал спешить в решением :)

[Ответить]

Рута Скади отвечает:

Может я цинична не в меру, но мне кажется, что в такой ситуации все средства хороши. От ребенка можно попробовать избавиться: травануть ее чем-нибудь, или с лестницы столкнуть… ведь ребенок как таковой ей на фиг не нужен – только как орудие манипуляции. Так что попробовать лишить ее этого рычага – мера адекватная. Я не говорю об этике, но на войне как на войне.

А то что спешить нельзя – это точно, ведь неизвестно, какие меры безопастности она предприняла на такой случай. Тут надо все как следует обмозговать…

но сваливать по любому надо – жить в таком постоянном психологическом напряжении – никакя крыша не выдержит, имхо, и мало чем тогда он поможет ребенку, ради которого остался…

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Нет, ну можно гипотетически и грохнуть женушку при случае, правда большую часть работы придётся выполнить… эээ… наёмному работнику :) Аффлек мог бы попросить сестрёнку посодействовать и обставить всё так, будто поработал какой-нибудь поехавший фанат. Но не-психопату вообще тяжело совершить убийство, так что это весьма призрачный вариант.

[Ответить]

Рута Скади
23.12.2014 @ 0:07

подождите, подождите, какой уйти? Есть мнение, что последняя фраза в конце ключевая, когда он гладил ее по головке! ЕМУ это нравится, он тоже немного болен на голову, если это так называется!
она же ему говорила, что он уважает себя, только тогда когда пытается соответствовать «этой бешеной суке» и это действительно так…

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

У меня тоже мелькали такие мысли, только сам Аффлек в разговоре с сестрой утверждает обратное – типа, должен остаться из-за ребёнка. Возможно, в книге содержится ответ, но я её пока не читал :(

[Ответить]

Анонимно
08.01.2015 @ 1:50

В книге, насколько я поняла, все вообще очень просто, там финал прост, он не может уйти и т д… Но Финчер добавил изюминки, жена и муж одна сатана)
У меня как раз диссонанс и возник из-за того, что в конце он говорил одно, а совсем в конце гладил ее по головке и говорил:»что мы еще друг с другой сделаем» как -будто игра у них была! Но в таком случае, уж больно слабо это показано:( так что может я и выдумала:(

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Ну Аффлек в фильме не образец нормальности, но всё-таки не настолько безумен, чтобы ужиться с социопаткой, имхо :)

[Ответить]

Анонимно
08.01.2015 @ 15:51

Фильм смотрели не отрываясь,очень приятно что сюжет вызвал кучу противоречивых ощущений.правда,не понятно,как она в конце забеременила,вроде ее муж отказывал в близости

[Ответить]

Инна
18.01.2015 @ 21:26

Большон спасибо Мейн Хаусу за отличную рекоммендацию. Уже не первый раз фильмы, им рекоммендованные мне очень нравятся. И я согласен с рецензией и выводами.
Явно пересечение вкусов, можно доверять.
Хотя, конечно, не всегда. Помню он вроде ругал Лебовского – один из моих любимейших фильмов, прямо с 1998 года.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Да, «Лебовский», к сожалению, совсем не нравится :( Но идеальных вкусовых совпадений я ещё вообще не встречал, так что всё нормально :)

[Ответить]

Ad_rem
26.01.2015 @ 0:24

Отличный фильм, смотрела в кино два раза почти подряд, и если бы не сумасшедшие объемы работы, сходила бы еще. Финчер – не просто профессионал высшего класса (с чем чуть ли не все согласились уже очень давно), а редкий мастер, умеющий добиваться замечательных результатов от своих актеров, кем бы они ни были (это я, если что, не об Аффлеке и, конечно, не о Пайк;) ). Он не единственный высококлассный режиссер, работающий в Голливуде, но если говорить о тех, кто на протяжении десятилетий стабильно выдает один отличный фильм за другим, не скатываясь в банальность и не упиваясь своим артистическим видением в ущерб всему остальному, то имя Финчера вспоминается одним из первых.
Но мне хотелось бы сказать немного о том, как в фильме представлен брак. Если сравнивать «Исчезнувшую», поставленную по сценарию Флинн, с ее же книгой, то очень многое в фильме сглажено. Если не углубляться, в книге Ник куда менее приятен, чем на экране, и увидеть его глазами Эми намного проще (хотя меньшей психопаткой она от этого, конечно, не становится), да и вообще примеров нездоровых взаимоотношений между полами там хватает. К примеру, присутствуют воспоминания о несчастливом браке родителей Ника, а Дейзи из неприятного, но относительно беззубого бывшего превращается чуть ли не в еще одного психопата. Так что я не стала бы говорить, что брак так уж ужасен именно в представлении Финчера. Впрочем, я вообще не очень хорошо представляю себе, как кинокритики различают видение режиссера кино-адаптации от видения автора исходного материала или сценария, так что не настаиваю.
Как бы там ни было, фильм отличный, и очень здорово, что на него написали такую рецензию. Спасибо!
Кстати, мне очень нравится в фильме момент, когда Эми бьют и грабят. И не потому, что я поддерживаю насилие или ликую от подобного «возмездия». Просто интересный получается комментарий к ситуации: дико умная и хитрая девица, с огромным успехом испортившая жизнь одному бывшему и запустившая план по уничтожению своего нехорошего мужа, не оправдавшего ее ожиданий… вдруг огребает по полной, столкнувшись с людьми совсем другого круга. «Неокультуренным» обитателям трейлерного парка, не страдающим склонностью к морально-нравственным дилеммам, она ничего противопоставить не может, нет у нее соответствующего опыта.
А что касается ее родителей… не то чтобы я рекомендовала почитать книгу (книга, по-моему, очень даже хороша, но кино вполне себе самодостаточное), но там автор довольно хорошо показывает, как богатые, успешные и счастливые в браке родители могут внести лепту в шизу ребенка своим в сущности пассивно-агрессивным творчеством.
Искренне прошу прощения за многобукафф и еще раз спасибо за рецензию!

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

На самом деле взгляд режиссёра от взгляда автора оригинальной книги подчас отличить достаточно сложно, просто я придерживаюсь такого мнения, что Финчер не тал бы раскрывать тему, не интересную ему лично.
Спасибо за отличный комментарий!

[Ответить]

Илва
19.02.2015 @ 15:56

Takoi kayf chitat vawi resenzii

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Спасибо :)

[Ответить]

Sezim
29.07.2015 @ 12:23

Не знаю, ознакомился ли уже автор этой замечательной рецензии с данным материалом http://syg.ma/@OleK/finchier-takoi-affliek. Но все же оставлю ссылку, потому что интересно ваше мнение

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Ознакомился :) Очень интересные параллели и наблюдения. При этом хочу отметить, что оба фильма просто отличные – на «Прощай, детка, прощай» у меня тоже где-то тут была рецензия :)

[Ответить]

Vilka
17.10.2015 @ 17:32

Бурные аплодисменты и фильму (Финчер, как всегда, не то, что не подвел, а выдал на-гора бесспорный шедевр), и, в не меньшей степени, рецензии (ибо Мейн Хаус – респект! – любит Финчера так же, как люблю его я). Сразу после премьеры многие отзывы сквозили единым упреком в адрес режиссера, мол, старина, что ж ты все карты ещё в середине фильма выложил, нам же было таааааак скучно! Хотелось сказать в ответ: ̶з̶а̶т̶к̶н̶и̶т̶е̶с̶ь̶,̶ ̶т̶в̶а̶р̶и̶ господа, вы явно невнимательно выбирали фильм для просмотра в уикенд. Финчер никогда не снимал фильм просто ради сюжета, то бишь тупо ПРО ЧТО. На финчеровские фильмы надо ходить, чтобы увидеть, КАК он показывает это самое ЧТО (собснно, об этом весь первый абзац рецензии Мейна, так что я повторяюсь). Единственный момент, с которым я не то, чтобы не согласна, а просто вызвал напряг: такая ли уж Эми явная психопатка? Красивая избалованная ̶Т̶П̶ барышня (хочется добавить:из интеллигентной семьи, но, вроде, у американцев несколько иные представления о подобных реалиях), волею судеб (и своего идиотизма) оказавшаяся замужем за никчемнейшим мужиком, в чужом провинциальном городе, работы интересной нет, друзья остались в прошлой жизни, да еще эта вареная кукурузина-муж, которого очень убедительно изображает Бен Аффлек (снимаю шляпу!), осмеливается распускать руки и изменять! Да тут у кого угодно крыша поедет от тоски и злости. Словом, меня сейчас закидают потными тапками, но я героине сочувствовала(плюньте в меня еще раз, и, да, может быть, это тревожный звоночек по поводу возможных отклонений в моей собственной психике, хе-хе). Розамунд Пайк была настолько хороша, нет, изумительна, что я, развесив уши, любовалась ею весь фильм. Что же касается финчеровской (ну, или флинновской – книгу не читала, но верю) концепции института брака, то…ну, тут надо быть действительно Финчером, чтобы препарировать эту щепетильную тему столь радикально и правдиво. Буквально вскрыл гнойную опухоль. Начало фильма: показаны несчастные супруги, которые по определенным причинам не могут сказать правду, как они друг друга бесят, в итоге: он врет, бьет и изменяет, она подставляет его и чуть не доводит до тюрьмы. Конец фильма: вся подноготная друг о друге известна, все сказано до конца, правила игры установлены – улыбки на камеру, мы счастливая супружеская пара! – а там как кривая вывезет. Кто знает, что лучше?

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Эми всё-таки психопатка :) Это, разумеется, не значит, что она сумасшедшая – просто у неё понижена или вообще отсутствует способность сопереживать. А так да, шикарная :)

[Ответить]

Шур
06.01.2017 @ 11:43

Добавить комментарий

 
Опрос недели

Оскар смотрели?

Загрузка ... Загрузка ...

Кинотом: Киноблог с характером

Рецензии на свежие фильмы плюс новости из мира кино в авторской подаче.

Статьи, опубликованные в этом блоге, принадлежат нам. Все права защищены, охраняются, ну и всё в таком духе. Если хочешь выложить какой-нибудь из наших текстов у себя на сайте - выкладывай на здоровье, но не забудь поставить открытую ссылочку на kinotom.com. А если не поставишь - будешь последней редиской и вообще нехорошим человеком.