Добавлено: 10.07.201813:59

Девственницы-самоубийцы (The Virgin Suicides)

Рецензия на фильм

Девственницы-самоубийцы (The Virgin Suicides)

«Яблочко от яблони недалеко падает» – эту поговорку часто используют в уничижительном контексте, однако она работает в обе стороны. И постановщица София Коппола действительно «упала» очень недалеко от своего отца – знаменитого режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы.

Её дебютные «Девственницы-самоубийцы» моментально обратили на себя внимание зрителей и критиков, а спустя несколько лет Коппола закрепила успех совершенно потрясающими «Трудностями перевода» – картиной, которая не получила оскар лишь потому, что в том году американская киноакадемия захотела устроить нелепый перформанс с вылизыванием Питера Джексона. Впрочем, не будем о грустном, да и речь сегодня пойдёт отнюдь не о «Трудностях перевода».

Признаться, я очень долго побаивался смотреть Virgin Suicides – не хотелось разочаровываться. Но в конце концов я до фильма добрался, и смею сказать, что кино получилось совершенно уникальным. И, чтобы обозначить его исключительность, озвучу лишь один забавный факт – я посмотрел этот фильм дважды за один день – такое случалось со мной раз пять, не больше.

Трудности перевода

Девственницы-самоубийцы (The Virgin Suicides)

Но прежде, чем говорить о самой картине, нужно затронуть её перевод на русский. И в первую очередь – перевод названия.

Ведь на самом деле «The Virgin Suicides» это не «Девственницы-самоубийцы». Русское название мало того, что безграмотное, так вдобавок ещё неблагозвучное, спойлерное и идущее вразрез с содержанием ленты. Virgin suicides – это «Невинные самоубийства» или на крайний случай «Девичьи самоубийства». Так гораздо лучше.

Теперь о локализации самого фильма. Я не знаю, сколько существует переводов, но тот вариант, что попался мне, был просто фееричен. Это даже не перевод – это реально сочинение на вольную тему, и я с ужасом представляю, что кто-то мог посмотреть кино в этой ублюдочной версии. Там же каждое предложение напрямую искажает смысл или вообще не имеет связи с реальностью.

Так что имейте в виду: если вы скачаете фильм, и первой фразой там будет «Сесилия должна была умереть ещё тогда» – бегите от этой версии, как от чумы. Вот уж действительно Lost in Translation…

Смотреть The Virgin Suicides нужно исключительно в оригинале, это абсолютно необходимо.

Ну а теперь – о самой картине.

Mystery

Девственницы-самоубийцы (The Virgin Suicides)

Итак, чем же так необычен этот фильм, что я посмотрел его два раза подряд?

Ответ прост – он необычен своей тайной.

В этом плане Virgin suicides очень похож на «Пикник у висячей скалы», но если Питер Уир скорее игрался жанрами, смешивая ужасы с мистикой и триллером, то у Копполы жанр однозначен – это драма. Но драма совершенно особенная, построенная на субъективном восприятии, усложненная ретроспективным подходом и недоверием к рассказчику.

По сути, в ленте даже отсутствует главный герой – условным протагонистом выступает группа из четырёх ребят, которые рассказывают о девочках-соседках из своего детства. Двадцать пять лет назад с девочками произошло нечто ужасное и  непонятное, вот повзрослевшие ребята и хотят разобраться в случившемся. И весь фильм представляет собой эдакую условную реконструкцию старых событий – реконструкцию, построенную на рассказах свидетелей, документах и собственных смутных воспоминаниях.

Это очень необычный и сложный способ рассказать историю, потому что те факты, к которым у героев не было доступа, так и останутся загадками. Как сказано в самом фильме – «у нас были кусочки паззла, но когда мы пытались состыковать их вместе, в общей картине неизменно оставались пробелы».

Девственницы-самоубийцы (The Virgin Suicides)

Обычно всякая драма строится на конфликтах, характерах и мотивациях, но в Virgin suicides все эти компоненты весьма эфемерны. Наблюдая за девочками со стороны и не имея возможности заглянуть к ним в душу, очень сложно понять их характеры и мотивации – героини остаются тайной без ответа, а конфликты при этом настолько неочевидны, что интригуют почище иных детективных загадок..

The Virgin Suicides построен как рассказ, написанный от третьего лица, причем автор ни разу не заглядывает в голову своим героям. Мы видим людей, видим их поступки, но мы не знаем почему герои поступают именно так. Не знаем, какие мысли и какие желания движут ими. Можно строить лишь предположения – причем с разной степенью достоверности и обоснованности. И весь фильм внезапно превращается в сложное задание из учебника по иностранному языку – ну знаете, как те упражнения, где в тексте специально оставлены пробелы, которые нужно заполнить. Впишите нужный предлог. Подберите правильный глагол.

Так и тут – впишите нужный характер. Подберите правильную мотивацию.

Это сложно, да. Но такой подход цепляет.

Virgin suicides – уникальный фильм-загадка, очень непохожий на современных представителей жанра, и бесконечно далёкий от того же «Пикника». Причем дело тут даже не в отсутствии разгадки (в этом как раз ничего нового) – а в том, что разгадок может быть несколько. Каждый зритель придет к собственному умозаключению.

Причем интересно, что кино постулирует свою двойственность даже через мелкие детали – например, когда на экране появляется название, которое тут же начинает заполнять экран в различных вариантах написания – с сердечками вместо точек, прописью или печатными буквами, каллиграфическим шрифтом или по-бунтарски размашистым, угловатым.

Вообще, если затронуть чисто внешнюю оболочку ленты, то Virgin suicides сняты очень приятно. Да, в фильме нет той волшебной гипнотичности, что доминировала в «Трудностях перевода», однако картинка всё равно настолько гармоничная, что сложно поверить, будто это работа дебютантки.

Кино снято, сыграно и поставлено выше всяких похвал. Музыка всегда звучит в тему, причем радует как инструментальный саундтрек, так и использованные песни. Всё прекрасно сочетается – просто масса удовольствия от просмотра.

Девственницы-самоубийцы (The Virgin Suicides)

И не могу не отметить насколько аккуратно София Коппола обращается со своими идеями. Казалось бы – фильм эксплуатирует очень скандальные темы (религиозный фанатизм, подростковые самоубийства, травмирующий сексуальный опыт, семейное насилие), но кино и близко не производит впечатления чего-то грубого, грязного или скандального. Коппола работает исключительно через мелкие детали и тонкие намёки, а общее настроение ленты – меланхоличное, трогательное и таинственное, с привкусом фатальности и… страшной неловкости. Но никакой истеричности или слезогонки в фильме нет – звучит лишь тихая грусть по чему-то ценному и давно утраченному.

Summertime sadness, лучше и не скажешь.

В целом, такие фильмы сложно рекомендовать. Если хотите – посмотрите. Может быть кино вам даже понравится, хотя скорее всего нет. Но при любых раскладах Virgin suicides – это мощный и уникальный фильм, второго такого просто нет.

Рецензент: Мейн Хаус

Девственницы-самоубийцы (The Virgin Suicides)

Помочь блогу Кинотом

Смотри также:

Комментарии (18)»

..и сразу в голове включилась ‘My playground love’ от Air (чудный клип с влюблёнными жевательными резинками, наверное, немногие помнят..)

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Да, музыка запоминается :)

[Ответить]

ЗаяцБо
10.07.2018 @ 23:44

Мейн пишу вам ночью ) что бы вы знали. Как же круто что вы вновь вернулись к обзорам малоизвестной или субъективной годноты а то наблюдать как вы растрачивали нервы и талант на плохбакстерв и трендовые расприи было не так круто и полезно мне как читателю который ищет именно годного и интересного на ваш вкус

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Да, на хорошие фильмы и обзоры приятно писать :)

[Ответить]

Анонимно
11.07.2018 @ 1:17

Мейн, огромное Вам спасибо за прекрасную рецензию на прекрасный фильм! Отлично, что Вы перешли на новый формат обзоров на фильмы: очень всё четко и здорово у Вас получается! Всегда зачитываюсь, уважаю Ваше мнение и опираюсь на него! Это один из моих любимых фильмов, которые до сих пор помню. Помню не только как сам филигранно сделанный и сыгранный фильм, но и чувства и эмоции, которые он мне подарил! Конечно, это фильм из категории «не для всех», но тот кто его посмотрит, проживет повествование – тот точно останется в выигрыше!

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Это Вам спасибо за отзыв :)

[Ответить]

Maximus
11.07.2018 @ 8:59

По мне, так это как местам былой славы. Да, легко говорить хорошее про известные и проверенные временем картины, которые мы все смотрели. Что дальше? Вангую, рецензия на «пятый элемент»?
Я захожу в подобные блоги, чтобы ненароком не пропустить годноту из новинок, весь объем которых я попросту не могу отследить из-за нехватки времени, а потратить вечер на очередное разочарования жалко. Автор большей частью собирается постить свои ностальжи? Все это я уже видела! Я карпизен, где же редкая, обделенная вниманием большинства годнота разлива 2016-2018 гг? (вру, в 2018 годноты пока не было…)

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

> По мне, так это как местам былой славы. Да, легко говорить хорошее про известные и проверенные временем картины, которые мы все смотрели.

Ну… как бы… я не смотрел :)

> Я захожу в подобные блоги, чтобы ненароком не пропустить годноту из новинок, весь объем которых я попросту не могу отследить из-за нехватки времени, а потратить вечер на очередное разочарования жалко.

Согласно данным опроса, который сейчас висит в правой колонке – вы в меньшинстве :)

>Автор большей частью собирается постить свои ностальжи? Все это я уже видела! Я карпизен, где же редкая, обделенная вниманием большинства годнота разлива 2016-2018 гг? (вру, в 2018 годноты пока не было…)

Ну, я же писал – по вторникам рецы на старые фильмы, по пятницам – на свежие :) Просто не заходите по вторникам и будет вам свежая годнота (ну или свежая фигня, на которую не нужно тратить время :)

[Ответить]

Клара
11.07.2018 @ 17:02

Блин, Мейн, ты меня расстроил( У меня эта самая «ублюдочная» версия закатана на диск и, соответственно, я смотрел именно ее. Это перевод студии Екатеринбург Арт. Они же кучу всякого артхауса переводили – неужели и в других фильмах отсебятина? Блин… Но фильм мне тоже понравился)

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Не знаю, как насчет остальных фильмов, но тут чистая отсебятина, причем иногда довольно смешная :) Типа
«My sister, mean one, pulling my hair»(моя сестра, самая вредная, тянет меня за волосы) = «Моя сестра похожа на дерево».
Но это ещё ладно, просто прикол, но когда они полностью перевирают смысл действительно важных мыслей – это уже неприятно.

[Ответить]

JuLL
12.07.2018 @ 22:32

Один из моих самых любимых фильмов, смотрела много-много-много раз. И еще столько же раз посмотрю. Удивлена, что ты только вот-вот посмотрел)

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Невозможно всё охватить :)

[Ответить]

Ольга
13.07.2018 @ 18:21

«…в том году американская киноакадемия захотела устроить нелепый перформанс с вылизыванием Питера Джексона.»

Вы про Властелин колец? Лол, что? Все свои награды Lord of the Rings получил абсолютно заслуженно. На прошлой неделе мне как раз довелось посмотреть всю трилогию в расширенных версиях, по 4 часа каждый. Великолепное зрелище.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Хм, ну если «Возвращение короля» получило свои оскары вполне заслуженно, то я могу смело сделать вывод, что предыдущие две части (не получившие почти ничего), являются недооцененными. Что абсурдно, учитывая, что это фактически один фильм.
Это я к тому, что «триумф» «Возвращения короля» – это именно осознанный перформанс, заигрывание с массовой аудиторией. Задарить оскарами популярное в народе кино – хороший способ привлечь внимание к премии, чья популярность в том году испытала чудовищный удар.
Взгляните на график, ради любопытства. За два года популярность церемонии упала на десять миллионов зрителей, и это была катастрофа. И ситуацию нужно было выправлять – с чем «Возвращение короля» успешно и справилось. Вообще, можно взглянуть и на остальные крупные «провалы» на графике и посмотреть, какие фильмы награждались в следующем году, чтобы вернуть аудиторию. Это весьма любопытно.
К слову – сейчас оскар находится в ещё более страшной яме, чем в 2003 году, так что я отнюдь не удивлюсь, если на следующей церемонии статуэтку вручат какой-нибудь «Черной пантере». Вот помяните моё слово :)
В общем, это я к тому, что «Властелин колец» может быть сколь угодно хорошим фильмом (это здесь вообще ни при чем), но если если вы думаете, что старперы из американской киноакадемии вполне искренне завалили его наградами, то это несколько наивная точка зрения. И ладно ещё технические награды, но Питер Джексон уж точно не был лучшим режиссёром – по крайней мере не в тот год, когда вышли «Трудности перевода» и «Таинственная река».

[Ответить]

Костоправ
16.07.2018 @ 14:21

Мейн,объясни.Почему *без оценки?ты часто оставляешь без оценки крутые фильмы,причем они тебе явно нравятся.а этот и вовсе дважды за день.может я пропустила здесь,где ты писал об этом.или ,может быть, ты считаешь такие фильмы слишком странными? И второе. не помнишь те фильмы,которые смотрел два раза за день?напиши, пожалуйста.интересно очень

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

По оценкам подробно тут :)
По фильмам – точно дважды смотрел «Город грехов» (от визуального стиля просто обалдел) и «Скотта Пилигримма». Ещё что-то смотрел, но боюсь наврать, это давно было. «Малхолланд драйв» смотрел два раза подряд, но правда с перерывом на сон :)

[Ответить]

decadence
20.07.2018 @ 20:02

Люблю «Трудности Перевода», за особое мечтательное настроение, необычный дуэт Мюррея и Скарллетки, музыку. Но других фильмов Софии Копполы не смотрел, синопсисы обещают всегда что-то мрачное, что совершенно не вяжется с «Трудностями» и явно не смогут повторить той атмосферы, пуская даже там прекрасные Air в саундтреке.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Коппола и не пытается повторять ту атмосферу :) Но не, «Девственницы» не мрачное, а скорее грустное кино.

[Ответить]

Sqvoll
23.07.2018 @ 13:21

Добавить комментарий

 
Опрос недели

Вам интересны обзоры на старые, классические фильмы?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Кинотом: Киноблог с характером

Рецензии на свежие фильмы плюс новости из мира кино в авторской подаче.

Статьи, опубликованные в этом блоге, принадлежат нам. Все права защищены, охраняются, ну и всё в таком духе. Если хочешь выложить какой-нибудь из наших текстов у себя на сайте - выкладывай на здоровье, но не забудь поставить открытую ссылочку на kinotom.com. А если не поставишь - будешь последней редиской и вообще нехорошим человеком.