Добавлено: 04.04.202020:07

Платформа (El hoyo)

Платформа (El hoyo)

Испанская «Платформа» принадлежит к той узкой прослойке выдающихся картин, ради которых хочется выдумывать новые жанры – просто чтобы адекватно описать происходящее безумие. Потому что здесь тебе и герметичный триллер, и хоррор (а точнее сплаттерпанк), и сатира, и абсолютно артхаусная аллегоричность. Всё смешано, взболтано, очень круто сварено, и торкает так, что мозг закипает.

«Платформу» часто сравнивают со знаменитым «Кубом» – и совершенно справедливо. В наличии особое архитектурное пространство (чьи правила и свойства влияют на сюжет), сходная стилистика и общая структура повествования.

О чем же кино?

Есть некая огромная многоэтажная башня, сквозь которую прорезан вертикальный колодец. На каждом этаже башни живут два человека. Раз в день по колодцу перемещается платформа с едой, ненадолго останавливаясь на каждом этаже. Соответственно, обитатели верхних уровней могут жрать вволю, а вот до нижних этажей добираются сущие крохи или вообще ничего. Раз в месяц обитатели этажей меняются местами произвольным образом – небожители могут угодить на голодное «дно», а обитатели «подвала» – подняться наверх, к изобилию.

Разумеется, центральная метафора фильма довольно прозрачная: башня – это грубая модель капиталистического общества, с его жадностью и перекошенным распределением ресурсов, где кто-то получает всё, а кто-то – ничего. Эти аллюзии были очевидны еще из трейлера, и я очень боялся, что этим всё ограничится. Типа – посмотрите какой несправедливый мир, ай-яй-яй, конец фильма.

Это было бы фиаско.

Платформа (El hoyo)

Но режиссёр-дебютант Гальдер Гастелу-Уррутия снял немного другое кино. Я вообще очень ценю умение некоторых людей сидеть на двух стульях – совмещать высокое и низкое, простое и сложное, абстрактные идеи и конкретную жесть. И в результате «Платформа» с одной стороны – действительно умное кино, которое заставляет поразмыслить о справедливом мироустройстве и загадках человеческой природы. С другой стороны, это филигранный фильм ужасов – страшный, мрачный, кошмарный, сверхжестокий, изобретательный и держащий зрителя на иголках все полтора часа.

И я просто обязан отметить насколько великолепно смотрится «Платформа». Обычно столь камерным картинам свойственна некоторая… размеренность. Сидение в четырёх стенах не располагает к бешеной динамике, и даже в лучших герметичных триллерах можно отметить условную точку в повествовании, когда происходящее в застенках приедается. Когда однообразие интерьера начинает утомлять и хочется чего-то нового. Хорошие режиссёры это понимают, поэтому приберегают на финал самые лучшие сцены, чтобы встряхнуть своего зрителя, заскучавшего на втором акте.

Так вот – в «Платформе» эта «точка скуки» даже не наступает. Фильм безумно увлекательный, в нём постоянно что-то происходит, и смотрится сие на одном дыхании. Кинематографические инструменты использованы наилучшим образом: диалоги, персонажи, музыка, сцены действия, монтаж – всё работает в синергии. Придраться просто не к чему. Это роскошная работа.

Платформа (El hoyo)

И я с уверенностью могу сказать, что пока что «Платформа» – один из лучших фильмов года. Это практически идеальное кино в моём понимании. Единственная мелочь, из-за которой я не поставлю ему десятку – самый финал, который хоть и хорош, но не настолько великолепен, как остальной фильм. Всё-таки открытая концовка – это не совсем то, чего ждёшь от таких проектов. Хочется жирной точки, восклицательного знака (а лучше целых трёх), а вместо этого получаешь туманное многоточие. В «Кубе» это работало (ввиду общей таинственности происходящего), но «Платформа» куда как реалистичнее, и в ней хотелось увидеть иную развязку.

Хотя это мелочь, ей богу. Причем чисто субъективная – я уверен, многим понравится, что режиссёр не стал делать за зрителя никаких выводов, а пригласил последнего поразмыслить и составить собственное мнение.

В целом же я не очень люблю рекомендовать такие фильмы. Они чересчур жестокие, чересчур на любителя, чересчур… в них всё чересчур. Но для «Платформы» сделаю исключение – посмотрите её. Обязательно. Это настоящий кинематограф.

Оценка: 9.5 / 10

Вивариум (Vivarium)

Вивариум (Vivarium)

А вот «Вивариум» – это именно то кино, каким могла бы стать «Платформа», если бы её создатели не обладали должным талантом и чутьем.

Не могу сказать, что это плохой  фильм, однако несложно заметить, что «Вивариум» полностью сгруппирован вокруг одной метафоры, одной идеи (причем весьма спорной), и кроме этого в фильме практически нет никаких иных достоинств.

Да, это снято прямыми руками, не без некоторой эстетичности. Да, здесь заняты хорошие актёры и атмосферка в наличии. Но фильм банально скучный. Скучный и совершенно одномерный.

Здесь нет героев – в драматическом смысле слова. Есть лишь плоские персонажи-функции, которым невозможно сопереживать, потому что они ненастоящие. Признаться, я даже не понял зачем нужно было привлекать того же Джесси Айзенберга или милейшую Имоджен Путс – вместо них могли справиться любые статисты. Играть тут нечего.

Вивариум (Vivarium)

И если первые полчаса «Вивариум» вполне неплохо поглощается чисто за счет интригующих сюжетных загадок, то оставшийся час картины приходится досматривать почти через силу – это невообразимо занудное зрелище. И даже ответы на загадки узнать уже не хочется.

Вот и всё. Больше мне нечего сказать про этот фильм. Слишком уж он стерильный и безвкусный, наполненный бессмысленной деятельностью и пустотой. «Вивариум» неинтересно смотреть именно как кино, он почти не вызывает эмоционального отклика. Я готов накинуть картине пару баллов за старательность и за концептуальность, но никакого удовольствия во время просмотра ленты лично я не получил.

Потому что фильмы – это прежде всего искусство. Хочется тебе донести идею – напиши её на транспаранте или запости в твиттер – так будет эффективнее. А хорошее кино – оно почти всегда про людей и эмоции, а не про идеи. И с этим у «Вивариума» большие проблемы – людей в данном фильме нет вообще.

Оценка: 6 / 10

Рецензент: Мейн Хаус

Помочь блогу Кинотом

Смотри также:

Комментарии (25)»

Вот. Мейн – пять даю! Про Виварий. Тупорылая леволибиральная идея о ненужности детей, которые забирают жизнь тех, кто их завёл, и более ничего. Скучно, уныло. Ни добавить, ни прибавить.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Обидно то, что в принципе из этого можно было вытянуть хорошее кино – потенциал был. Но снято максимально уныло.

[Ответить]

Sibleon
04.04.2020 @ 21:26

«Признаться, я даже не понял зачем нужно было привлекать того же Джесси Айзенберга или милейшую Имоджен Путс…»
Really? Сейчас рулит киноиндустрия (кинобизнес), не киноискусство. Не знаю как дела обстоят со среднебюджетными картинами, но все крупные блокбастеры, я полагаю, проходят через сито фокус-групп. Ну и во многие проекты набирают «актёров» не за таланты, а за количество фолловеров.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Ну, «Вивариум» не блокбастер, у инди-продукции свои законы. Да и не всякая студия гоняется за известными актёрами. Просто тут налицо совсем уж бессмысленная трата денег – Имоджен Путс и Джесси Айзенберг актёры не того калибра, чтобы привлечь массу зрителей. А стоят наверняка дороже, чем ноунеймы с улицы.

[Ответить]

morf
05.04.2020 @ 11:16

А я писала ранее, что Вивариум просто ужасно занудное кино, где ответы на вопросы так и не получишь, и с седины просто устаёшь от фильма и хочется нажать на перемотку.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Это да – к середине фильм окончательно умирает :)

[Ответить]

Зинаида
06.04.2020 @ 0:15

Вспомнился *Инцидент* .то ли мексик.тл ли исп.фильм 14г.Как то раз спрашивала,но не помню,что ответил.так интересно,забракуешь его или наоборот.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Когда-нибудь доберусь :)

[Ответить]

decadence
06.04.2020 @ 1:06

Я вот платформу, не поняла, конечно интересно, но зачем это снято, не понятно, в том смысле что бесполезно, что кто то одумается и совершит такой, поступок, хотя наверное сама себе противоречу, я уже задумалась об этом и надо, чтобы хватило смелости противостоять системе

[Ответить]

Мел
06.04.2020 @ 13:25

А в «Платформе» нету того, о чём я обычно спрашиваю? Заранее спасибо.
P.S. Наверное в планах ведения блога вы представляли себе взаимодействие с читателями немного по-другому, но что поделать?

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Кажется нет… Но есть всё остальное :)

[Ответить]

Li Ar
06.04.2020 @ 15:01

Мейн, не сочтите за провокацию, но Малик снял Тайную жизнь и картину можно посмотреть. Совсем не нужно, но можно. Это очень неплохо. Не Пустоши, но неплохо.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

К сожалению, я даже «Пустоши» досмотреть не смог – после них у меня так бомбануло, что я целую статью накатал :)

[Ответить]

a.welt отвечает:

Где статья?
Хм, а мне не радикальный Малик зашёл. А также Тонкая красная линия и Тайная жизнь. Не своей псевдофилософией, а настроением.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Статья тут
Так-то Малик снимает волшебно красиво, особенно в тандеме с Любецки, но смотреть это невозможно. Имхо :)

[Ответить]

a.welt
06.04.2020 @ 17:42

«А не недосказанность, она как…»

[Ответить]

Bargeld
10.04.2020 @ 2:16

Насчет концовки «Платформы». Мне понравилась теория, что вся заключительная часть с ребенком – это предсмертная галлюцинация протагониста, а наверх таки поднялась нетронутая панна-котта. Нетронутый десерт как послание, интерпретированное главным поваром, как нежелание есть его блюдо из-за найденного волоса, отчего он был в ярости в одной из сцен фильма, распекая своих подопечных.
Так власть имущие интерпретируют, например, публичный акт самосожжения ирл, расценивая это не как социальный протест, а как то, что кто-то просто любит барбекю и свежий воздух..

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Тогда было бы логично показать сцену с волоском в финале, под титры :) Нет, что-то мне не верится в такую трактовку.

[Ответить]

Ульрика отвечает:

тут можно весь фильм интерпретировать как предсмертные и даже посмертные галлюцинации.Или,вообще,сойтись на том ,что в колодце – тюрьме — все мертвы и находятся в своём персональном аду…

[Ответить]

Измученный нетфликсом
10.04.2020 @ 13:32

У меня вот какое то необъяснимое нежелание Платформу смотреть, хотя скачан фильм давно. Не знаю почему

[Ответить]

Sibleon
10.04.2020 @ 17:12

Не совсем поняла финал «Платформы» .Если девочка была жива на последнем (330) уровне да ещё и выглядела хорошо,то ,кто её туда спрятал и заботился о ней ? Мама ,которая «гастролировала» по всей платформе ? Так как больше некому … Зачем она тогда говорила,что «ищет дочь» ?

[Ответить]

Malef отвечает:

Я уже точно не помню, фильм удалил, но вроде как девушка «гастролировала» только в начале месяца. Возможно, администрация каждый месяц поселяла ребенка на этом уровне и ждала пока мать спуститься к нему, после чего, возможно их разлучали. Таким образом, посланием которое ждет администрация является сопричастность чужому горю, готовность помочь другим, ценой своей жизни, отрешенность от системы во имя человеческой жизни. Короче они ждали пока кто-то перестанет думать о еде, а поможет матери и спустится вместе с ней на самое дно. Последняя сцена, скорее всего, действительно галлюцинация, но девочка реальна и она поднялась наверх, ну или может надобность в этом отпала, ведь администрация итак все видит.

[Ответить]

Ульрика
11.04.2020 @ 15:24

Платформа однозначно очень хороший фильм. Я такие фильмы отношу к категории фильмов-притч. :)

[Ответить]

Reverrius
13.04.2020 @ 12:07

Мэйн, спасибо за обзоры. Очень понравился Вивариум.Обожаю подобные фильмы. Ох как разнятся наши вкусы, но это даже хорошо.

[Ответить]

Мейн Хаус отвечает:

Всегда пожалуйста :)

[Ответить]

Максим
16.04.2020 @ 14:14

Добавить комментарий

 
Опрос недели

Лучший фильм с церемонии оскар-2020?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Кинотом: Киноблог с характером

Рецензии на свежие фильмы плюс новости из мира кино в авторской подаче.

Статьи, опубликованные в этом блоге, принадлежат нам. Все права защищены, охраняются, ну и всё в таком духе. Если хочешь выложить какой-нибудь из наших текстов у себя на сайте - выкладывай на здоровье, но не забудь поставить открытую ссылочку на kinotom.com. А если не поставишь - будешь последней редиской и вообще нехорошим человеком.